Красные халаты Комаровки. А где белые?

ЕСЛИ хотите купить на рынке так называемое деревенское, выращенное на частном подворье хлопотливым хозяином мясо по приемлемым ценам, ищите людей в белых халатах. Во всяком случае, на столичном Комаровском рынке это правило работает. Предприниматели, закупающие мясо у населения, в фермерских хозяйствах или у других сельхозпроизводителей, торгуют в красной форме. Но хозяева, которые не занимаются перекупкой и продают исключительно то, что вырастили сами, обслуживают покупателей в белых халатах. Только найти их на рынке мне не удалось.

Предприниматели, закупающие мясо у населения, в фермерских хозяйствах или у других сельхозпроизводителей, торгуют в красной форме

ЕСЛИ хотите купить на рынке так называемое деревенское, выращенное на частном подворье хлопотливым хозяином мясо по приемлемым ценам, ищите людей в белых халатах. Во всяком случае, на столичном Комаровском рынке это правило работает. Предприниматели, закупающие мясо у населения, в фермерских хозяйствах или у других сельхозпроизводителей, торгуют в красной форме. Но хозяева, которые не занимаются перекупкой и продают исключительно то, что вырастили сами, обслуживают покупателей в белых халатах. Только найти их на рынке мне не удалось.

— В этом году еще не приезжали, — подтвердил мои наблюдения и первый заместитель генерального директора ГП «Минский Комаровский рынок» Николай Бусло. — Они активно торговали перед праздниками. А сейчас не время, не сезон для убоя домашнего скота, потому и сельских продавцов нет.

По словам замдиректора, раньше, когда крестьяне могли проводить убой своих животных самостоятельно, а не на бойне, они чаще приезжали на рынок с товаром. Но и сейчас администрация Комаровки держит для них резерв торговых мест.

— Свободные прилавки для таких продавцов всегда найдутся. Мы их первыми пускаем и на рампу, и в лабораторию, и отличительные белые халаты выдаем. Так что для них созданы все условия. Только бы приезжали, — говорит Николай Бусло.

Гурманы, да и люди, знающие цену здоровой пище, не даром охотятся за «домашним» — оно по всем показателям превосходит своих «промышленных» конкурентов. Торговля заметила эту особенность потребительского спроса, и мясные ряды Комаровки то там, то здесь пестрят большими плакатами с надписью «Деревенское мясо». Подхожу к одному из таких прилавков и интересуюсь:

— Мясо домашнее?

— Да, выбирайте: лопатка, поджарка, вырезка, — тут же пытается продать свой товар продавец в красном халате.

— А вы сами вырастили его? — не отступаю я.

— Сама, — врет и даже не становится лицом в цвет своего халата.

— А откуда приехали?

— С Могилевщины.

— И часто сюда приезжаете?

Уже не зная, что ответить, и понимая, что я вряд ли что-то у нее куплю, продавец демонстративно отмахивается от меня рукой и поворачивается к только что подошедшему более надежному покупателю. Иду дальше с теми же вопросами к следующему прилавку с «деревенским мясом». Здесь уже честно объясняют ситуацию.

— Где вы сейчас найдете на рынке тех, кто сам вырастил и сам продает? Нет таких. Мы сами ездим по деревням и скупаем мясо у населения. Так что мясо у нас домашнее, — защищает вывеску над своим прилавком продавец Людмила.

Но скептичный покупатель во мне отмечает: перекупщики. Зная элементарные законы рынка, нетрудно понять, что в стоимость продаваемого продукта, помимо себестоимости и заработка крестьянина, заложена еще зарплата продавца, аренда на столичном рынке и прибыль предпринимателя. Но выбора ведь нет, и покупателю придется делать покупки по ценам, установленным предпринимателями.

— Мы контролируем цены на рынке и следим, чтобы продавцы не поднимали их выше определенного уровня. И могу вас уверить — цены перед праздниками на мясо не выросли. Это связано с тем, что продавцы, ожидая огромный покупательский спрос, привезли очень много товара. Если бы они завысили цены, то просто не продали бы свое мясо, которое испортилось бы за длинные выходные, — говорит Николай Бусло.

К слову, цена — еще одна отличительная черта Комаровки. Внимательный покупатель, пройдя по мясным рядам, заметит, что на всех прилавках висят таблички с абсолютно одинаковыми ценами. Свиные шея и филей — по 85000, окорок и ребра — по 68000, лопатка — 60000, грудинка — 50000, сало и голень — по 35000, рагу — 15000 рублей за килограмм. Говяжьи филей и лопатка — по 95000, ребра и грудинка —  по 55000, шея — 85000, тазобедренная часть — 130000,  котлетное мясо —  65000, вырезка —  180000 рублей за килограмм.

— Это предельно допустимые цены — дороже мы не можем продавать свой товар, — объясняет продавец. — Но вы на эти цены не смотрите — выбирайте, что вам понравится, и я вам продам по своей цене «за знакомство», — тут же предлагает женщина.

Сбрасывают «цены с табличек» все продавцы в один голос.

— Я уступлю. А придете второй раз — уступлю еще больше! — таков голос мясного рынка.

— Здесь принято торговаться. И если вы хотите купить свежее мясо по самой хорошей цене, приходите на рынок в воскресенье вечером. В выходные продавцы привозят особенно много товара, зная, что именно в эти дни народ привык делать покупки. Но в понедельник у нас выходной, поэтому в воскресенье вечером продавцы особенно щедро распродают свой товар, — открывает секрет рынка Николай Бусло.

Контролируют на рынке не только цены, но и качество продукции.

— Если до Нового года в обязательном порядке через бойню шла только свинина, то с 1 января это правило распространяется и на говядину, и на баранину. Теперь на рынок не попадет ни один килограмм мяса без соответствующего штампа с бойни, — уверяет Николай Бусло.

Стало быть, белых халатов на Комаровке станет еще меньше?

— Но на рынке не станет меньше деревенского мяса — его будут привозить предприниматели, — считает Николай Бусло.

Яна МИЦКЕВИЧ

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter