«Красношапочное» знакомство

Телесказка "Про Красную Шапочку": Что осталось за кадром?

В знаменитом фильме Рина Зеленая могла быть в мини-юбке, Евгений Евстигнеев ездить на велосипеде, а песенка о «крокодилах-бегемотах» звучать по-иному

Сразу после показа по ТВ фильма «Приключения Буратино» на имя Леонида Нечаева пришло 4 тысячи писем от детей и взрослых со всего Советского Союза. Это был настоящий успех. Неудивительно, что совсем скоро последовало продолжение – через два года режиссер представил зрителям новый детский мюзикл «Про Красную Шапочку». Как шла работа над фильмом, что осталось за кадром?

Сценарий

Первоначальный сценарий назывался «Нам не страшен серый волк», и очень многие его эпизоды не вошли в конечную версию картины. Оказывается, в финале Красная Шапочка должна была спастись от волков сама. Делала она это при помощи зеркальца, ослепив хищников солнечными зайчиками. Данный музыкально-пластический этюд носил условное название «Солнечный бой на опушке». В результате Красная Шапочка исчезала, а Худой волк пафосно говорил Толстому: «Заметь, Толстый, какая красивая победа!»

Кроме того, прежде чем написать на заборе фразу: «У тебя опять заболела бабушка», Худой волк долго уговаривал малыша в одном из дворов, чтобы тот побежал и сказал об этом главной героине: он то прельщал его рогаткой, то угрожал ею. Но малыш не сдался, поэтому серому пришлось «работать» самому.

Любопытно, что бабушка главной героини выступала совершенно современной. Отличительным атрибутом нового прочтения образа старушки была… короткая юбка. Можно только догадываться, как бы на это отреагировала Рина Зеленая.

В самом начале фильма Красная Шапочка должна была разбить поросенка-копилку. Одна из монет отскакивала и попадала Пастушку в глаз, отчего тот и зарабатывал синяк. В фильме же Пастушок, вырывая копилку из рук Шапочки, сам поставил себе фингал пятачком.

По сценарию книжку, оказавшуюся у Волчонка, подбросил ему Звездочет, заметивший, что некое существо постоянно шныряет рядом с его домом. Кстати, Звездочет должен был впоследствии поспешить на помощь Красной Шапочке на трехколесном велосипеде замысловатой конструкции и потерпеть аварию.

А в сцене, когда Худой вырывает ружье у Охотника, оно должно было выстрелить. Виновником этого являлся Волчонок, бросивший шишку из кустов и случайно попавший прямо по курку.

Актеры и монтаж

— С фильмом «Про Красную Шапочку» не было почти никаких проблем, — рассказала бывший руководитель киностудии «Беларусьфильм» Изольда Кавелашвили. — Все уже знали, что Нечаев не подведет. Поэтому туда с удовольствием перешли почти целым составом актеры, которые снимались в «Приключениях Буратино».

И все же девочку на роль Красной Шапочки не могли подобрать очень долго. В альбоме фотопроб сохранились, помимо утвержденной Яны Поплавской, еще три претендентки. Одна – из Москвы, вторая – из Киева и третья – из Минска.

— Меня посоветовал привести на пробы знакомый родителей, журналист по профессии, — рассказала минчанка Анжелика Ковалева, теперь преподаватель муз-школы в Боровлянах. — И хоть меня дважды смотрели, хвалили, но в итоге не подошла. Я была тогда недостаточно смелой.

Зато позднее Анжелике досталась небольшая роль в фильме Виталия Четверикова «Затишье» по повести Тургенева. Вместе с ней играли Аристарх Ливанов и Михаил Боярский.

И еще интересный факт. Стенограмма обсуждения фильма, сохранившаяся в архиве, показывает: на роль Толстого волка могли пригласить Вячеслава Невинного или Евгения Леонова.

Что касается монтажа, то в конечном варианте картины хотели вырезать самую первую и самую последнюю ее сцены.

Первая, большая, — погоня за поросенком, синяк Пастушка и смех Красной Шапочки. Она показалась «невкусной», и оставили ее, лишь чтобы соблюсти метраж и логику: должен же был Пастушок за что-то впоследствии ненавидеть главную героиню!

И последняя, маленькая, — где Евстигнеев уже между титрами целует Зеленую в руку, а она его – в лоб. Но эпизод отстоял Нечаев:

«Мне хотелось сделать в этом куске реверанс Зеленой, которую видим, может быть, последний раз. Она последний раз на экране», — фиксирует его слова стенограмма.

— К этому моменту Нечаев действительно стал авторитетом, у которого как-то уже не очень красиво было что-то вырезать, — пояснил оператор Юрий Елхов.

Песни

Знаменитая «африканская» песенка Красной Шапочки могла быть немного другой. В деле фильма сохранился следующий утвержденный текст припева:

              Крокодилы! Обезьяны!

              Бегемоты! Кашалоты!

Именно так, а не как в конечном варианте:

              А-а, обезьяны, кашалоты,

              А-а, крокодилы, бегемоты!

Был абсолютно другим финал песни-спора Красной Шапочки и Ребенка, в которой моделируется ситуация попадания малыша на необитаемый остров:

             Кр. Ш.: Летать ты можешь?

                   Р.: Не могу…

             Кр. Ш.: И плавать не умеешь.

                        И вот сидишь на берегу

                        И каждый день худеешь.

                   Р.: А вон корабль!

             Кр. Ш.: Ну и что?

                        Пройдет, исчезнет.

                        На этот остров

                        Никто не ездит.

                   Р.: Так я орехов наберу?

             Кр. Ш.: За ними лазить нужно!

                   Р.: Ну, значит, помидоров?

             Кр. Ш.: Их не бывает там.

                        Тебе конец.

                   Р.: Но почему?

             Кр. Ш.: Всего лишь потому, что

                        Ты никогда и ничего

                        Не делал в жизни сам!

Выпал куплет и из песни Худого волка:

                        Присмотри человечка, который послабей,

                        У которого нет двустволки.

                        Обмани, обними, подружись на всю жись

                        И бросайся на него сзади, все на одного!

                        Мы не ангелы, а волки,

                        Стесняться нам чего?

Оформление

Помните маковое поле, на котором Красная Шапочка и Ребенок собирали во флягу росинки, чтобы усыпить волков? Его первоначально планировали сделать огромным, но…

— Специально для съемок этого эпизода посеяли целое поле маков и стали ждать. Прошло положенное время, приехали мы туда и видим: ничего не взошло, пропали семена. Поковырялись для виду, конечно, и уехали восвояси, — смеется художник-постановщик Игорь Топилин.

В итоге маковое поле снимали на железной дороге в районе Калининграда. Там несколько квадратных метров этого растения обнаружились на огороде у будки обходчика. Оператор, естественно, сработал так, чтобы метры превратились в иллюзию гектаров.

Ткань для головного убора главной героини пришлось искать очень долго. Требовался драп насыщенного, сочного красного цвета, а в магазинах тогда с текстилем было плохо.

— Наконец обнаружили итальянское пальто нужного оттенка, которое разрезали, и сделали из него три шапочки, — рассказала художник по костюмам Людмила Горохова.

Одеяние для Быкова, Басова и других москвичей пришлось шить без предварительной примерки — сделать это мешала сильная занятость актеров, которые не могли приехать в Минск заранее. Размеры узнавали по телефону. Актеры впервые надели сказочную одежду лишь на съемочной площадке, причем в результате все оказались довольны. Был только один небольшой инцидент.

— Ролан Быков сразу же побежал сравнить свой костюм с одеждой Владимира Басова. И когда обнаружил, что у того на сапогах шпоры, а у него нет, то чисто по-актерски обиделся, — вспоминает Людмила Горохова. — А дело было в лесу в Смолевичах, и еще одних шпор здесь мы достать не могли. Пришлось спешно снаряжать машину в Минск.

В результате у Охотника в фильме есть шпоры, как и у Худого волка. Хотя они там, надо сказать, и не видны-то почти.

Как утверждает мастер, все костюмы для фильма были эксклюзивными и выглядели в жизни намного более красиво, чем на экране. Неудивительно, что после съемок их тихонько растащили. 

-----------------------------------

Байки вокруг фильма

*Юрий Елхов: «В сцене, когда сторожевая собака нападала на волков-энтомологов, вначале вызвались сниматься сами Быков и Трофимов. Но, когда она реально стала рвать на них одежду, отказались, так что пришлось все-таки прибегнуть к помощи дублеров».

*Изольда Кавелашвили: «Яна Поплавская была девочкой энергичной, с норовом. Например, чтобы пройти на киностудию, требовались документы, а для ребенка – сопровождение. И вот она тогда, помню, говорит: «Бомбу, что ли, я под юбочкой пронесу?!»

*Юрий Елхов: «Одна из шапочек главной героини после съемок фильма долго пролежала у меня на даче. Когда я ее обнаружил, то попросил реставрировать и потом подарил Яне Поплавской. Она была очень рада».

*Людмила Горохова: «На съемках песни Охотника Быков предложил Нечаеву: «Давайте я пройду сквозь стену дождя. Будет эффектно!» А дело происходило, вообще-то, в октябре, было очень холодно, и снимать пришлось 5 или 6 дублей. Но Ролан держался мужественно. Время от времени ему давали согреться спиртным, так что в конце он был уже навеселе». 

*Юрий Елхов: «Этот фильм стал одним из первых, где на большом экране применена технология предварительной за-светки пленки. Дело в том, что советская пленка была контрастная, не давала полутонов. А вот если открывать и немножко засвечивать, а затем уже на нее снова снимать, все становилось гораздо лучше. Я потом писал об этом передовом опыте статьи, много разговоров было. Даже диплом мне вручали за лучшее использование советской пленки». 

-----------------------------------

Киноляпы

*В сцене, где Красная Шапочка ловко ловит посуду, которую бросает Ребенок, видно, что волны катятся от берега, а не к берегу.

*В сцене, где волки устраивают акробатическое представление для Пастушка, очень заметно, что вместо Басова трюки выполняет дублер.

-----------------------------------

 
 В фильме Красную Шапочку сыграла москвичка Яна Поплавская. Но в альбоме фотопроб осталось еще три кандидатуры на главную роль:
 
 Анжелика Ковалева из Минска...
 
 ...Кристина Орлова из Киева...
 
 ... и Лена Маслова из Москвы.
 
 Волчонка сыграл бывший Буратино Дмитрий Иосифов.
 
 Но мог им стать и минчанин Миша Зальц.
 
 Злого Пастушка сыграл Игорь Сорокин.
 
 А еще пробовались Слава Борисов из Киева...
 
 ... и Игорь Коржич из Минска.
 
 Ребенка сыграла Инна Степанова.
 
 А мог бы им стать Илья Юдицкий из Минска...
 
 ... или Дима Галицкий, тоже минчанин.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter