Красная цена

Литровая баночка земляники стоит сейчас, как и килограмм сыра

Сейчас литровая баночка земляники стоит столько же, сколько килограмм сыра или куриного филе

Май оживил рыночные прилавки. Появилась белорусская зелень, наконец можно похрустеть сочным огурцом и впиться в мясистый помидор. Правда, высокие цены на первые урожаи удерживали от покупок: «В июне подешевеет — тогда и будем есть», — смекнул покупатель. На календаре — середина первого месяца лета. Значит ли это, что пора с размахом закупаться?

Утро буднего дня, Комаровка. Сезонный рынок пестрит овощами, фруктами и зеленью. Предложение по огурцам — от 6500 до 14 000, помидоры — 12 000—20 000, черри на веточках — по 30 000, зеленые отдадут за 8000. Огурцы в основном пинские, помидоры — ждановичские. Собственно, эти два овоща на пике продаж. Рядом лежат кабачки по 7 тысяч. А вот белорусские перцы покупать не спешат: причина — 42 тысячи на ценнике. По-прежнему недешева редиска: раньше была по 15—20 тысяч, теперь — 8500. Но это цена за пучок. 

— Не понимаю я, почему одни огурцы по 7, а на соседнем лотке по 14 тысяч? На вид почти одинаковые: с пупырышками, желтые цветочки даже есть, — недоумевает покупательница.

Но ответа никто не дает. Понятно лишь одно: раз держат цены — покупатель находится.

Считаю — за такие деньги я могу не ехать на рынок, а отовариться овощами в супермаркете, который вижу из окна квартиры. По крайней мере, сэкономлю время.

Ряды с зеленью день ото дня все пышнее: дачники прореживают гряды, все лишнее — на рынок. Кустик салата стоит в среднем 5 тысяч, петрушка и укроп — по 2—3 тысячи. Толщина пучков разная, так что здесь смотрите не на ценник, а на пышность букетика. За пучок зеленого лука дачники просят тоже 3000, хотя пару дней назад еще держалось 5000.

День выдался не самый торговый: начинает накрапывать дождь.

— Давайте возьму три пучка за 5 тысяч, — предлагаю выгодную сделку бабушке в дождевике.

Она наотрез отказывается. Так что фраза «купить по дешевке на Комаровке» не работает: почти никто не торгуется, даже в дождь.

Второй раз появляюсь на этом же рынке вечером. Прохожу через фруктово-ягодные ряды. Польские яблоки давно установились в цене 9—15 000 за кило, египетские апельсины — 12 тысяч, бананы из Эквадора — 11 тысяч, мягкие — чуть дешевле. На самых видных местах сияют долгожданные персики по 40 000 и нектарины по 45—50 000. Дороговато, но покупают — истосковались за зиму. На фоне персиков и абрикосов «скучают» ананасы и виноград: не сезон.

Молдавская черешня (с частыми сюрпризами в виде червей) по 30—35 тысяч. А вот крупная испанская — по 60 тысяч. При этом точно такую же черешню можно запросто купить во фруктовой палатке возле автобусной остановки или станции метро даже за 55 тысяч.

Самое интересное начинается в рядах клубники, ягоды — символа июня: красные ковры рассыпаны по столам, не все продавцы успевают достать ее из ящика и придать продукции товарный вид, потому как очередь не ждет. За брестскую клубнику, которая созревает первой, просят 20 тысяч. К одним весам закрутилась очередь из 20 человек. Подхожу ближе: клубника мелкая, но на ценнике — 14 тысяч. За крупную хотят 25 тысяч.

Может, и охота отдать за белорусскую ягоду 25 тысяч, если бы не парадокс: рядом лежат абрикосы из Турции и Испании, и тоже по 25 тысяч. Хоть и везли издалека. А до Бреста — 350 километров. Откуда такая цена? И грейпфрут из Израиля доехал, всего 19 тысяч просят за кило, и даже за красивейшую грушу из самой ЮАР — 25 тысяч.

По словам начальника отдела связей с общественностью Министерства экономики Натальи Пацейко, цены на зелень и ягоды продавцы устанавливают сами. Претензий к ним не предъявишь.

На что еще богат рынок? Появилась земляника, есть немного черники. Но за поллитровый стакан бабушки просят 30 тысяч. За обычный граненый — 15 тысяч. Люди спрашивают цены — и отходят. Попыталась договориться с шестью продавцами на скидку, но только женщина из Осиповичей согласилась сторговаться: опаздывала на электричку домой.

Ухожу с рынка в раздумьях. Земляника, конечно, это очень хорошо. Но литровая банка ягод за 50—60 тысяч — по цене то же самое, что и килограмм сыра или куриного филе. А в таком случае — остаюсь без ягодного десерта.

--------------------------------------

Компетентно

Николай КРЫЖЕВИЧ, заместитель начальника управления антимонопольной и ценовой политики Мингорисполкома:

— Схема цен одинакова и для дачников, и для предпринимателей. При формировании стоимости производители исходят из своих затрат, а продавцы — из конъюнктуры рынка. Правда, есть небольшая оговорка: с 14 декабря 2011 года утвержден список социально значимых товаров, цены на которые поддаются регулированию. В этом списке у фруктов четыре позиции: яблоки, бананы, апельсины, лимоны. На такие категории товаров предельная торговая надбавка не должна превышать 25 процентов. Цены на остальную плодоовощную продукцию формируются исходя из конъюнктуры рынка. 

--------------------------------------

На заметку покупателю

Цены на открытых рынках часто зависят от времени, в которое вы придете. С утра и в обед держатся крепкие цены. Ближе к вечеру торговцы хотят распродаться, чтобы быстрее пойти домой и начать новый день без старого товара, поэтому могут сделать скидку (особенно если берете много). Еще большая зависимость установилась и от дня недели: в понедельник-вторник продукция дешевле на 10—30 %. Если вы придете, например, за черешней и бананами во вторник или среду — возьмете по 11 000 и 33 000 за кило соответственно. На такие же покупки в пятницу вечером или в субботу днем придется раскошелиться на 14 и 45 тысяч за кило. Такая ситуация почти со всеми товарами. Доказательство тому — перепачканные ценники, которые продавцы исправляют в зависимости от дня недели.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter