Красная дорожка

На этой неделе кино снова может стать для меня работой...

Роман с киноискусством у меня не складывался, похоже, всю жизнь. В ранней юности, когда мелочи имеют преувеличенное значение, перепутала место в кинотеатре — меня «согнали», а испытанный стыд отравляет удовольствие от посещения кинотеатров до сих пор.


Дальше — больше. Когда в маленьком провинциальном городке на кинофильм, признанный классикой жанра во всем мире, пришли я да моя подружка, нам сказали, что для двоих зал отпирать и крутить кино не будут. На наше счастье нашелся третий — забрел в кинотеатр явно нетрезвый мужчина, чья душа после пива потребовала зрелищ. Уснул он на титрах. А мы с подружкой задумались: то ли мы далеки от народа, то ли народ от искусства. Выспавшись к середине повествования, мужик не выдержал испытания прекрасным — ушел.


Я тоже не выдержала испытания. Была в моей туманной юности, еще до журналистского марафона, работа. Надо было не просто смотреть кино, а «отсматривать» — формировать репертуар кинотеатра. Когда на один день пришлись «Дорогая Елена Сергеевна», «Меня зовут Арлекино», «Шут» и «Маленькая Вера», я сломалась.


На этой неделе кино снова может стать для меня работой. Если получу аккредитацию на ХХХ Московский международный кинофестиваль, который открывается сегодня вечером в Москве. Форум продлится десять дней и вместит в себя не только конкурсную программу из 16 фильмов, но и тематические показы, ретроспективы и т.д. Для фестиваля отобрано 200 фильмов, хотя критикам пришлось отсмотреть более шестисот работ, присланных на ММКФ.


Пока еще рано говорить о фаворитах фестиваля, но уже известен первый призер юбилейного кинофорума — выдающийся японский актер и режиссер Такэси Китано. Прямо на церемонии открытия Московского фестиваля он станет обладателем почетной премии «За вклад в кинематограф».


Еще одной «фишкой» должен стать сегодняшний показ «Хэнкока» режиссера Питера Берга. Президент ММКФ Никита Михалков считает беспрецедентным для мировой кинопрактики то, что московская премьера американского фильма состоится на две недели раньше, чем первый показ в США.


Для представления фестивальному зрителю «Хэнкока» в Москву пригласили Шарлиз Терон. Она должна стать украшением «красной дорожки», а сама церемония «дефиле» — едва ли не главным действом этих дней. Говорить о том, кто и как выглядел на фестивальной дорожке, во что был одет и т.д., будут долго. Затмить пафос дефиле может лишь победа на ММКФ, хотя и здесь в ходу олимпийский принцип о том, что участие уже само по себе результат!


Ну что тут скажешь: «красная дорожка» действительно самая зрелищная часть любого кинофестиваля, и ММКФ здесь не исключение. Пройдут по ней актеры и режиссеры, всевозможные штатные тусовщики — словом, всё, как положено на светском мероприятии.


Не без горечи должна признаться, я в нем не участвую. Не из каких–то принципиальных соображений. Просто на церемонию открытия аккредитовали журналистов всего ничего. Освещать ее будут телекамеры. А журналисты пишущие могут посмотреть и по телевизору. Ну да, на ММКФ в этом году будет работать почти тысяча журналистов. Еще столько же, полагаю, станет правдами и неправдами прорываться на мероприятия фестиваля. Поэтому часть показов будет организована только для нас, пишущей братии. С одной стороны — хорошо, а с другой — будем сами с собой кино смотреть, переживая, что все герои наших статей и интервью в это время находятся в другом месте.


Чтобы всласть прочувствовать пафос момента, накануне открытия фестиваля я пригласила совершить небольшую прогулку по параллельному «красной дорожке» пути к кинотеатру «Октябрь» известного режиссера Али Хамраева. Он тоже не пойдет в этот раз на фестивальные мероприятия по «дорожке славы», хотя в его жизни они уже были, и не раз.


Сейчас режиссер вернулся из Сочи, где неделю работал главный смотр национального российского кино — «Кинотавр», еще один звездный российский кинофорум. Там главный приз отвез в Москву дебютант Бакур Бакурадзе. Его работа «Шультес» месяц назад была показана в Каннах в программе «Двухнедельник режиссеров». И хотя там почестей она не снискала, ход мысли устроителей сочинского фестиваля понятен: работа, достойная показа на Лазурном берегу, более чем «наградоспособна». Кинокритики затруднились оценить жанровую принадлежность «Шультеса», отметив лишь, что он отвечает современным европейским тенденциям развития кинобизнеса.


Не оценивая труд режиссера, мы обсудили с господином Хамраевым работу других людей, от которых сегодня успех кинофильма зависит не меньше, чем от художественной ценности самой работы. Фильм мало снять, его нужно выдвинуть на все мыслимые награды всех возможных конкурсов, о нем должны рассказать так, чтобы стало ясно: это — не просто фильм, это — явление. То, что киноискусство сегодня — это часть бизнеса, не открытие. Есть фестивальное кино, снимается коммерческое. Когда работа состоялась в обеих ипостасях — это большая творческая удача режиссера и труд (вкус, чутье, профессионализм) продюсера, продвигающего ленту.


— А что же это белорусы ни на прошедшем «Кинотавре», ни на предстоящем ММКФ о себе громко не заявляют? — поинтересовался мой визави и тут же добавил: — С удовольствием бы сейчас поработал в Минске.


Может, мы еще и встретимся на «красной дорожке». И не обязательно в Москве. Есть Канны, Венеция, Берлин. Главное, аккредитоваться заблаговременно.

 

На снимке: На Московском фестивале 2007 года: Никита Михалков принимает режиссера Кустурицу с супругой...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter