Арт-терапевт Елена Курносова знакомит древневосточной техникой рисования эбру

Красками по воде писано

В место холста – водная гладь, вместо кисти – специальное шило, а среди необходимых компонентов – сок горной колючки и мышьяк. С древневосточной техникой рисования эбру меня знакомит арт-терапевт Елена Курносова.

Эбру стирает эмоциональные проблемы и чувство тревоги.

В палитре художницы привычные цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Но краски все-таки особые: для их изготовления используют весьма необычные ингредиенты. Например, красный получают из оксида железа и листьев красной капусты, основной компонент желтого — мышьяк.

Мне эбру-краски по своей консистенции чем-то напоминают воду.

Вообще, в Беларуси это направление только начинает зарождаться, поэтому мастеров эбру у нас пока немного. В основном все они древней технике обучались у турков.

— Меня до сих пор не понимают в художественных магазинах, когда я пытаюсь найти эбру-краски. Говорят, никто не спрашивал, соответственно, нет никакого резона их закупать. А обычной гуашью-то на воде ничего не напишешь — она тонет и растворяется, — разводит руками художница, которой приходится заказывать материалы из других стран через интернет.

Пока я рассматриваю причудливые картины на стенах мастерской, Елена рассказывает, что в Средней Азии это искусство было известно под названием «эбре» — «волно­образный» и постепенно по Великому шелковому пути распространилось на запад, где трансформировалось в персидское «эбри» — «облакоподобное»...

Масляная краска, вода, только натуральная щетина кистей рождают удивительной красоты полотна.

— Старейшую из известных картин эбру создали еще в XI веке, — в мастерской Елены много книг и журналов об этом искусстве, поэтому рассказывать о нем художница может часами.

Тем временем она готовит «холст»: в прямоугольную посудину добавляет загуститель из сока африканской колючки гевена, и вода буквально на глазах начинает густеть.

— Друзья привезли из Турции, — объясняет Елена.

Для основы нашего рисунка выбираем синий. Художница кистью разбрызгивает цветные капли на воде. И, конечно же, кисти тоже специальные – их делают вручную из стебля розы и конского волоса.

У Елены рука набита – получается легко. У меня же краска попадает не только на воду, но и на стол, пол и даже одежду. Хорошо, что предвидя, наверное, нечто подобное, она предусмотрительно застлала все пленкой и надела на меня фартук.

— Все приходит с опытом, — успокаивает меня арт-терапевт, пока краски расплываются по воде, перемешиваются между собой, принимают причудливые формы и ежесекундно меняют очертания.

Мы решили поэкспериментировать и сделать основу двухцветной – добавляем желтый. Удивительно, но цвета не растворяются и не тонут, а остаются на поверхности.

— В краски добавляют бычью желчь, чтобы они красиво растекались и не смешивались друг с другом, — выдает секрет Елена и берет в руки шило.

Оно, как и гребень, тоже важные инструменты. Первое должно быть всевозможных форм для более тонких и толстых контурных линий, второй — для создания узоров.

Елена берет гребень и начинает осторожно водить по воде, превращая бесформенные капли краски в картину.

— Медитация чистой воды, — шепчу я.

— Поэтому эбру меня и заинтересовало. Отличный метод арт-терапии! – восклицает она. – Например, лепка из пластилина позволяют управлять тем, что вы создаете. С эбру результат непредсказуем: краска, может, и пойдет в заданном направлении, но остановится там, где посчитает нужным.

Изменение рисунка происходит в результате движения воды, которую мы лишь немножко направляем. Получается, что непосредственный художник не мы, а она.

— В прошлом году я с командой арт-терапевтов ездила в «Зубренок». Учили детей новому методу, — по рисункам, которые в итоге получаются, Елена может точно определить, что происходит с человеком. — Те, кто рисовал со мной, могут подтвердить: у каждого получается своя интенсивность цвета, хотя краски у всех одинаковы. Чем больше подавленных эмоций и неосвобожденной энергии, тем ярче рисунок.

Перенести его можно на бумагу, дерево, стекло, пластик и ткань. Мы выбрали вариант с тканью. Аккуратно опускаем ее в воду, и все дальнейшее выглядит как настоящая магия, потому что краски полностью переносятся на ткань, а вода в поддоне при этом становится абсолютно чистой. На все про все – 25 минут. А вот сохнет работа долго — несколько часов.

Человек я увлекающийся, а потому ухожу от Елены с твердым намерением в ближайшее время начать новую жизнь, в смысле плотненько заняться эбру. А что, разве, например, стильный головной платок, разрисованный своими руками в технике эбру, не будет самым оригинальным подарком к любой дате или празднику?

Инна ГОРБАТЕНКО

gorbatenko_inna@mail.ru
Фото из архива Елены КУРНОСОВОЙ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter