Красивый — значит, оберегающий

Древние традиции лицевого шитья жительница Гродно постигала на... больничной койке

Древние традиции лицевого шитья жительница Гродно постигала на... больничной койке

Галина Курносова в юности даже представить себе не могла, что когда-то ее руками будут создаваться шитые “золотом” иконы. Ее жизнь с радостями и горестями текла своим руслом. Почти 30 лет Галина Петровна отдала работе на производстве, вырастили с мужем двоих сыновей. Но однажды время словно остановилось, чтобы дать новый импульс жизненному движению. Возможно, тяжелая работа на кожзаводе стала причиной того, что женщина почувствовала недомогание, в результате которого ее перестали слушаться руки. Благо спасали от отчаяния муж, сыновья, близкие люди.

И недуг отступил

— Однажды подруга, с которой дружим уже полвека, принесла мне иконки двунадесятых православных праздников, с которых все и началось, — рассказывает Галина Петровна историю своего духовного и телесного исцеления.
Хоть она и была человеком крещеным, в то время практически ничего не знала об истории возникновения христианских праздников. Вспоминает, что всматриваясь в иконы, вдруг не просто увидела краски и линии, но душой почувствовала исходивший от них свет Вечности. И ей, тяжело болевшей, неудержимо захотелось оставить на память своим детям частичку этого света. Писать иконы женщина не смогла — рука не в силах была владеть кистью. А вот иглу держать и вышивать сумела. Опыта не было, лишь вспомнила, как когда-то сестра учила вышивать стебельком. Сначала нитки путались, вышивка была неровной, пришлось приложить много усилий, чтобы стежок пошел за стежком. Вот только назвать свою работу иконой она не осмеливалась, чувствовала: не хватает чего-то очень важного. Взялась черпать знания из церковной литературы, но и этого было недостаточно.
Вскоре женщина вновь оказалась на больничной койке, но и там находила отдушину в вышивании икон. Так сложилось, что в больнице одновременно с ней находился и священник одного из местных приходов. Соседки Галины Петровны по палате рассказали батюшке о ней. Отец Петр увидел иконы и благословил мастерицу на труды. Как только жизнь Галины Курносовой наполнилась новым смыслом, отступил и недуг.

Золотые нити

Переступив порог отдела искусствa Гродненской областной научной библиотеки имени Карского, люди буквально замирают от неожиданности. На стенах читального зала — множество икон, причем икон особенных — не писаных, а шитых золотой нитью. Сотрудники библиотеки с радостью наблюдают, как люди разного возраста и социального статуса глаз не могут отвести от этих творений, побывавших, кстати, уже и за пределами Беларуси. Потом они приводят сюда своих друзей и знакомых.
Мне посчастливилось встретиться с удивительной мастерицей Галиной Курносовой на выставке, где она смогла рассказать историю создания каждой своей иконы.
— Сама по себе икона чудес не творит, — говорит Галина Петровна, — это окно в духовный мир, и от того, с какой душой, с какой верой, с какими мыслями человек подходит к ней, зависит, открывается ли для него это окно.
Источники нашей иконописи — история и предания. Подтверждением тому — все православные иконы, в том числе образ Богоматери-Троеручицы, особенно дорогой из тех, которые удалось вышить Галине Петровне.
Многие свои работы Галина Курносова пожертвовала храмам. Есть образ, вышитый мастерицей, и в самом древнем действующем храме Беларуси — Коложской церкви, которую не случайно называют “сердцем Гродно”. В нашей беседе Галина Петровна все время подчеркивала, что берется за шитье иконы не ради авторского тщеславия, а, как говорят люди верующие, во славу Божию.

Открой окно!

Иконы, говоря языком искусства, выполнены в технике золотого и лицевого шитья. Главный библиотекарь отдела искусства областной научной библиотеки имени Карского Людмила Вдовенко поясняет, что искусство шитья — один из древнейших видов художественного творчества. Истоки его восходят к далекой эпохе, когда вышитые изображения связывались прежде всего с заклинательной магией и имели значение своего рода оберега от злых сил. С течением времени их магическое значение уступило эстетическому. Однако само понятие красивого, украшенного становилось в народном представлении равнозначным доброму, благожелательному, оберегающему.
— Отсюда понятно, почему столь почетное место наши предки отдавали вышивке, — подытоживает Людмила Леонидовна. — С таким видом шитья, как лицевое, под которым принято понимать шитые изображения христианских святых, библейских и евангельских сюжетов, славянская Русь познакомилась в ХII веке. Развитие лицевого шитья, безусловно, находилось под сильным влиянием иконописи.
Мастерице из Гродно Галине Курносовой дано возродить эти древние традиции, и вот уже десять лет, как она всецело посвятила себя этому делу.
— Вышивать иконы может любой, если душа устремится к этому, — говорит Галина Курносова — человек, которому однажды открылось окно в духовный мир.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter