На 22-й Минской международной книжной выставке-ярмарке будет впервые за 30 лет представлен конкурс патриотического плаката

Красивым языком плаката

Организаторы ХХII Минской международной книжной выставки–ярмарки пошли на смелый эксперимент — попутно представить на ее площадке масштабный конкурс патриотического плаката молодежи стран СНГ и Прибалтики под общим девизом «Нам дорог мир». Плакаты станут основным изобразительным элементом экспозиции. Три первых места разделили Беларусь, Армения, Россия, Казахстан, Украина. Специальных призов удостоены художники Латвии, Беларуси, России. Все участники молоды, возраст — до 35 лет...


И.Адасик, К.Адасик, А.Перегудов, Беларусь.

Казалось бы, ничего нового в сочетании политического плаката и книги нет. Но последний раз большие выставки такого плаката проходили лет 30 назад. С тех пор он почти исчез как жанр, уступив свои позиции полиграфической рекламе, так называемым «мотиваторам», призывающим купить тот или иной товар. А ведь раньше без политического плаката невозможно было представить жизнь. Они были везде: в витринах магазинов, в классах и аудиториях учебных заведений, на стенах общественных зданий, в коридорах, на улицах и площадях... Проводились многочисленные выставки и конкурсы. Над плакатами работали самые лучшие и известные художники. И вдруг — забвение... Отрадно, что именно наша страна стала инициатором возрождения особого, мировоззренческого, вида искусства.


А.Тобылова, Казахстан.

Я просмотрел все работы, отобранные авторитетным жюри. Основная тема — 70 лет Победы. Разные авторы разными изобразительными средствами пытаются поделиться с современниками своими мыслями и чувствами, рассказать о беспримерном подвиге и великой цене, уплаченной за мир. Это короткое слово, написанное на разных языках, — лейтмотив большинства представленных плакатов. Инициатором столь важного смотра стало Министерство информации Беларуси и лично министр Лилия Ананич:


В.Анджелич, Беларусь.

— 2014 год — знаковый для нашей страны. 70 лет назад Белоруссия была освобождена от немецко–фашистских захватчиков. Открылся новый музей истории Великой Отечественной войны. Слова о важности сохранения исторической памяти прозвучали из уст Главы государства. Ведь каждого третьего белоруса забрала та страшная война... В одно из посещений нового музея я обратила внимание, с каким трепетом и волнением молодежь смотрит на плакаты тех лет, на пожелтевшие страницы газет. А искреннего патриотизма без бережного отношения к святыням Отечества не бывает. Впервые идея этого конкурса была озвучена на межгосударственном совете по сотрудничеству в области печати в прошлом году. Она встретила полную поддержку и понимание. Все отметили, что Беларусь снова выдвигает хорошую и востребованную идею. Мысль простая: молодежь должна исповедовать духовные ценности, которые исповедовали наши отцы и деды. Конкурс красноречиво показал, что и нынешнее поколение в разных странах свято относится к патриотическим чувствам. Мне запомнился один плакат, призывающий играть в войну только на бумаге... На книжной выставке будут представлены не только конкурсные плакаты этого года, но и те, что издавались во время Великой Отечественной войны. Уверена, что такая экспозиция станет тем, что скрепляет и цементирует наши нравственные устои и ценности, подвигает хранить то, чего достигло наше молодое государство. До тех пор, пока в мире есть оружие и гремят пушки, искусство плаката призвано будить в людях лучшие патриотические чувства. Поэтому проект не заканчивается выставкой и вручением наград. Уверена, с помощью современных средств и технологий мы сможем распорядиться этим не только творческим, но и патриотическим богатством. Ведь наш проект объединяющий, интеграционный. В интернете будет создана площадка по теме «Нам дорог мир!».


Михаил Борозна.

Выбрать лучшие и самые яркие работы из такого многообразия было невероятно сложно. Руководил жюри конкурса Михаил Борозна — ректор Белорусской государственной академии искусств:

— Для меня нет ничего удивительного, что книжная ярмарка и конкурс плаката идут в едином порыве. Это логично, так как плакат и книга — части издательской практики. Я шесть лет работал в издательстве «Беларусь» в редакции плаката... Если задуматься и посмотреть, то окажется, что плакатной продукции сегодня много больше, чем 30 — 40 лет назад. Только в те времена рекламный плакат или плакат культурных мероприятий был большой редкостью, да и качеством не отличался, а сегодня он доминирует по всем направлениям. А вот социальный, или, как его называли, политический, свои позиции сдал... Наш конкурс показал, что художники к этой теме не охладели. В первые дни, на начальном этапе, затея казалась рискованной. Но как только мы объявили старт конкурса, то мгновенно получили ответную реакцию. Пришло 380 плакатов, хотя, понимаю, что могло быть и 3 тысячи. Для первого конкурса результат очень хороший.


Д.Опинцане, Латвия.

— Михаил Григорьевич, а присылали работы сами художники или организации?

— Только сами. Информацию мы распространяли через партнеров Академии искусств, через учебные заведения, связанные с архитектурой и дизайном. Все работы приходили в электронном виде. И такой подход оказался правильным. Он обеспечил огромное количество работ. Не пришлось разбирать и перекладывать бумажные варианты. Отборочная комиссия следила за тем, чтобы плакаты отвечали как художественным, так и техническим требованиям. Первый этап прошло 167 плакатов. Вот они и участвовали в конкурсе. Что интересно, плакаты от авторов все еще продолжают поступать. Это говорит и о том, что художники прониклись идеей конкурса, и о том, что белорусская школа плаката по сей день имеет авторитет, а экспертное мнение профессионалов для молодых людей, работающих в жанре политического плаката, весьма важно. Уровень представленных работ довольно приличный. Может, мы пока еще и не совершили прорыва в этом искусстве, но весомые предпосылки того, что появятся интересные имена, есть. Тут надо вспомнить, что когда–то давно, еще на подобных всесоюзных конкурсах, наши художники получали награды и дипломы. К открытию выставки плакаты будут распечатаны и помещены в экспозицию, а после планируем провести к 70–летию Победы серию передвижных выставок. Интерес, надо сказать, большой...

Что приятно удивило жюри — так это желание участвовать в конкурсе детей, тех, кому сегодня 12 — 14 лет. Специально их не приглашали, они сами узнали из СМИ о выставке и отозвались работами.

А первое место заняли три художника из Гродно. Надо сказать, это какая–то традиция. Вспоминаются победы молодых тогда плакатистов — Цеслера, Войченко и Шелюты, которые в свое время плодотворно и очень успешно работали втроем...

Вполне возможно, что кто–то из сегодняшних участников минского конкурса по прошествии времени создаст плакат, такой же яркий и запоминающийся, как знаменитые на весь мир «Ты записался добровольцем?», «Родина–мать зовет», «Помоги!». И его работа станет портретом страны, времени, эпохи. Но не черно–белым, как великая классика, созданная предшественниками, а цветным, как окружающий мир. Ведь мировоззрение современного человека уже иное, а мир перестал делиться на «своих» и «чужих». Думаю, именно для этого и проводятся подобные выставки–конкурсы.

ladzimir@tut.by

Советская Белоруссия № 26 (24656). Среда, 11 февраля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter