Красивое на глаз, вкусное на зуб

В  СЭЗ  «Гродноинвест»  заработала  самая  мощная  в  Беларуси  флексографическая  машина

В  СЭЗ  «Гродноинвест»  заработала  самая  мощная  в  Беларуси  флексографическая  машина 

«Флексография» — термин незнакомый большинству потребителей. Однако именно этот способ печати позволяет одеть товары в красочную упаковку. Особенность флексографии в том, что краска может наноситься практически на любую поверхность: фольгу, пластик, полиэтилен, другую основу. К сожалению, в этой области отечественная упаковочная отрасль долгие годы не могла похвастаться большими достижениями. В республике несколько компаний специализировались на флексографической печати. Но качество оставляло желать лучшего: не самое совершенное оборудование позволяло реализовать далеко не все дизайнерские задумки отечественных маркетологов. Один из резидентов свободной экономической зоны «Гродноинвест» недавно запустил в эксплуатацию первую в мире флексографическую машину нового поколения «Nikelman 250 Multi Twin», которая позволяет производить упаковку европейского качества. 

Современная упаковка — не просто обертка, которая защищает продукт от внешней среды. Она является одним из факторов, существенно влияющих как на продажи, так и на прибыли производителей потребительских товаров. Конкуренция достигла своего пика, в каждом сегменте обязательно найдется, как минимум, с десяток равноценных товаров, сопоставимых и по цене, и по качеству. Большинству европейских производителей уже не первый год приходится работать с минимальной рентабельностью, чтобы «проходить» со своей продукцией по цене. Даже новинки уже не приносят такого экономического эффекта, как еще в конце прошлого века. Только стоит появиться на рынке какому-нибудь ноу-хау, как через 2—3 месяца найдется хотя бы один конкурент, который скопирует эксклюзив. Как отмечают эксперты, в некоторых отраслях европейской пищевой промышленности нет смысла даже повышать качество продуктов. Оно уже достигло того предела, когда человек не способен определить на вкус усовершенствования, которые, однако, значительно влияют на себестоимость. 

Упаковка — один из немногих резервов, который еще остался у производителей для повышения продаж своих товаров. В развитых странах на долю упаковочной отрасли приходится 3—5 % ВВП. И нередко столь серьезные издержки на «обертки» себя оправдывают экономически. По мнению большинства маркетологов, элитным товар в глазах потребителей делает именно упаковка. В некоторых случаях на ее долю приходится свыше 50 % себестоимости продукта. Как показали исследования маркетологов и психологов, чем изящнее упакован продукт, тем качественнее он кажется покупателю. С этим тезисом можно спорить, но если его игнорировать, сложно рассчитывать на успех в категории товаров среднего ценового сегмента и выше. 

К сожалению, упаковка по-прежнему остается ахиллесовой пятой немалого количества отечественных продуктов питания. В том числе и мясных. Правда, к чести мясопереработчиков, о качественной «одежке» для своей продукции они задумались одними из первых среди пищевиков. Но акцент получился достаточно утилитарным. Действительно, в мясной отрасли не первый год активно внедряются  новые виды оболочек для колбас и других изделий, вакуумная упаковка, упаковка с использованием газа… Эти инновации позволяют значительно продлить сроки реализации продукции — существенный фактор для дистрибьюторов и ретейла. Но яркими и красочными отечественные мясные прилавки так и не стали. С одной стороны сказывается менталитет отечественных производителей, с другой — существенный пробел отечественной упаковочной отрасли. 

До недавнего времени заказать упаковку достойного дизайна была возможность только за границей. Во-первых, удовольствие не дешевое, да и расплачиваться необходимо дефицитной валютой. Во-вторых, иностранные компании зачастую интересуют только крупные заказы, когда «тираж» составляет сотни тысяч и миллионы штук. В-третьих, хлопотно и рискованно размещать заказ вдали от дома. Ведь при раскрашивании упаковки большое значение играет текстура основы, а поэтому необходим пристальный авторский надзор. Яркий рисунок, радующий глаз на бумаге, может совершенно по-другому выглядеть на колбасной оболочке. Заранее просчитать все нюансы достаточно сложно: необходим опытный образец. 

А освежить внешний вид своей продукции, по-моему, не помешает сегодня многим белорусским производителям. Иначе рассчитывать на экспортные рынки достаточно проблематично. Та же отечественная продукция мясоперераработки по своему качеству и натуральности на российском рынке, в принципе, конкурентоспособна в премиум-сегменте. А по внешнему виду зачастую тянет только на средний. Но там жесткая ценовая конкуренция. Выдержать ее, сохраняя натуральность продукта, практически нереально. 

— Инвестиции во флексографическое оборудование составили около 1 миллиона евро, — говорит глава администрации СЭЗ «Гродноинвест» Сергей Ткаченко. — Всего в производство учредители предприятия за 5 лет вложили почти 4 миллиона долларов. Сегодня многослойная оболочка, сделанная в Гродно, используется на 60 предприятиях пищевой промышленности республики, значительно  потеснив  импорт. Мощности оборудования предприятия позволяют удовлетворить потребность  белорусского рынка в многослойной оболочке на 100 %. Таким образом,  главная задача  по импортозамещению в этой отрасли экономики республики фактически выполнена. 

При этом резидент СЭЗ на 95 % использует белорусское сырье производства гродненского «Химволокна» и новополоцкого  «Полимира».  В самом скором времени  гродненская оболочка станет отечественной на 100 %:  совместно с  учеными Института механики металлополимерных систем им. В.А. Белова Национальной академии наук на предприятии ведутся активные работы по замене оставшихся  импортных компонентов.  Причем отечественные аналоги будут на 15—20 % дешевле. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter