Краповый — цвет серьезный...

Через несколько недель, в последний майский день, бойцам внутренних войск придется выложиться без остатка, чтобы завоевать заветный краповый берет...

Шесть часов утра. Природа проснулась, лес шепчет: «Подъем!» Мы — в учебном центре внутренних войск «Воловщина», где проходит учебный сбор кандидатов в «краповики». Через несколько недель, в последний майский день, бойцам придется выложиться без остатка, чтобы завоевать заветный краповый берет. Как идет подготовка к тяжелейшему испытанию? Попробуем разузнать.


Первый, «втягивающий», день сбора остался позади: сегодня начнутся серьезные нагрузки. Но вначале — зарядка. Семь десятков бойцов под руководством инструкторов приступают к упражнениям. В течение 17 суток тренироваться кандидаты будут много и напряженно. Ежедневно — интенсивные занятия по тактической, физической, огневой подготовке. Выполнять предстоит те же элементы, что и на сдаче: бег по пересеченной местности и через завалы, преодоление полосы препятствий с дымами, в противогазах и неожиданные вводные от офицеров. Программа насыщенная — придется попотеть.


Перед тем, как попасть на сбор, военнослужащие прошли строгую медицинскую комиссию. Некоторым врачи участвовать в испытаниях запретили — остались только самые крепкие, с железным здоровьем. Смотрели и на успехи в службе. В одной из частей, рассказали мне, солдата–здоровяка забраковали лишь потому, что он недавно получил мелкое взыскание. А значит, высокой чести участвовать в экзамене недостоин. Краповый — цвет серьезный...


После традиционных утренних процедур бойцы усаживаются перед «лектором»: начинается теоретическая подготовка. Приглядываюсь к смельчакам. Компания собралась разношерстная: здесь и сержанты, и прапорщики, и лейтенанты. 18–летние пацаны вместе с 30–летними опытными вояками, давным–давно отслужившими «срочку». Но во время занятий вопрос субординации уходит на второй план, а звезды на погонах неважны. Кандидаты связаны общей целью, они не соперники, а одна команда. Хорошо известно: чтобы добиться во время квалификационного экзамена успеха, пройти все четыре этапа, победить в первую очередь нужно себя. Поэтому опытных «краповиков», раскрывающих секреты подготовки, все слушают затаив дыхание. Послушаем и мы.


— Самое сложное — настроиться психологически, — убежден начальник учебного сбора Владимир Жизневский. — Возьмем такое простое, на первый взгляд, гимнастическое упражнение, как сальто. Главное — переступить через себя, отбросить страх и тогда выполнишь этот элемент без проблем. С другой стороны, излишняя ретивость тоже может навредить. Упражнение опасное, если выполнишь его без хорошей разминки, лихо, можно получить растяжение. А во время сдачи даже микротравма обязательно аукнется, не позволит дойти до конца...


К беговым «зачетам» кандидаты в «краповики» тоже готовятся основательно. Бегают не на ровном месте, а в гору, чтобы нагрузка была интенсивнее. Я никогда не верил, что бег на длинные дистанции может быть в радость, но на этом сборе убедился: бойцы, взмокнув до седьмого пота, сами просили «еще кружок...».


— Важно показать кандидатам трассу в ее полной красе, нагрузить так, чтобы во время испытаний для них не было сюрпризов, — продолжает начсбора. — Готовим бойцов и к спаррингам, хотя здесь, конечно, трудно найти для каждого универсальную формулу боя: все будет зависть от состояния испытуемого в конкретный момент, от усталости. А самый, считаю, непредсказуемый этап — стрельба. Даже те, кто успешно «закрывает» мишени на тренировках, на сдаче очень часто стреляют мимо. Во время сбора стрельбу из пулемета Калашникова, АК, пистолета будем отрабатывать особо.


Сегодня на стрельбище тихо и основное внимание — рукопашному бою. «Сначала отбил, потом кистью захватил!» — советует инструктор пареньку, показывая, как лучше выполнить прием. Здесь же, неподалеку, дежурят медики. «Пока обходится без травм», — стучит по дереву фельдшер Дмитрий Лавцевич.


Но вот — передышка. Подхожу к бойцам. Зачем вам все это, товарищи солдаты?


— Жизненная цель: хочу доказать себе, что могу взять высокую планку, — тут же находится Евгений Зубик из роты разведки в/ч 3214.


— Еще на гражданке мечтал стать «краповиком»! — вторит боец той же «тридцатьдвойки» Андрей Свечка. — Знаю, будет тяжело, но к трудностям готов. К тому же наши офицеры постоянно рядом, помогают. Рассказали, к примеру, как лучше восстанавливаться после нагрузок. Порекомендовали витамины и специальную смесь — мед, грецкие орехи, лимон, изюм. Буду пробовать...


Кое–кто из опытных военнослужащих, прошедших квалификационные испытания на право ношения крапового берета лет 10 назад, когда деревья были большими, а спарринги жаркими, наверняка подумает: хилая сейчас пошла молодежь, не чета нам, обходившимся без витаминов! От ветеранов спецназа иногда действительно приходится слышать, что нынче береты достаются почти даром. Однако согласны с этим далеко не все. «Сдача стала более профессиональной, теперь бойцу уже недостаточно одной выносливости. Он должен быть быстрым, хладнокровным, метким — на стрельбище, в отличие от прошлых лет, нужно получить оценку «отлично», — В.Жизневский знает, о чем говорит.


...Мы беседуем о сложностях и преградах, а бойцы в это время снова выходят на пробежку. Они побегут через лес, сквозь заросли и буреломы, к небольшой горе, чтобы тренировать спуск и подъем. Главную, «краповую», высоту возьмут далеко не все. Но то упорство, с которым кандидаты готовятся к главному спецназовскому экзамену, достойно уважения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter