КПД прокурорского реагирования

За полугодие на объектах транспорта совершено 801 преступление

Лето — пора передвижений. А потому проблемы, связанные с транспортом, в том числе и правового характера, приобретают повышенную актуальность для многих. Об этом «Р» рассказал белорусский транспортный прокурор Анатолий ДУДКИН.

— Анатолий Константинович, как вы можете охарактеризовать криминогенную обстановку на транспорте республики?

— По сравнению с прошлым годом количество преступлений, совершенных на поднадзорных объектах транспорта в первом полугодии этого года, сократилось на 8,5 % и составило 801 преступление. 17 преступлений совершено в системе авиации, остальные — на Белорусской железной дороге. На предприятиях морского и речного транспорта, также поднадзорных органам транспортной прокуратуры, преступлений не регистрировалось.

— Какие тенденции дают о себе знать в структуре преступности на транспорте?

— Позитивные тенденции. Значительно уменьшилось количество хулиганских действий, грабежей, мошенничества. В текущем году на транспорте не зарегистрировано убийств. Практически на 10 % снизилось количество тяжких и особо тяжких преступлений.

Немаловажную роль в снижении преступности сыграла работа прокуратуры, направленная на предупреждение и профилактику преступности и правонарушений: только в текущем полугодии сотрудниками проведено 487 лекций на поднадзорных предприятиях, в учреждениях и организациях, свыше 150 выступлений в СМИ.

В целом криминогенная обстановка на транспорте стабильна, количество преступлений на протяжении последних лет снижается. Вместе с тем я хотел бы остановиться на отдельной категории преступлений, которая и формирует значительную часть преступности на транспорте. Речь пойдет о кражах личного имущества граждан. Такие преступления составляют более 40 % от общего количества совершенных преступлений. В большинстве случаев предметом преступных посягательств являются мобильные телефоны. Зачастую потерпевшие находятся в состоянии опьянения либо вместе с преступниками — ранее незнакомыми им лицами, совместно распивают спиртное. Именно потребление спиртного создает предпосылки совершения преступлений, травматизма и гибели граждан на транспорте.

— Почему значительное количество лиц из числа обвиняемых в совершении преступлений на объектах транспорта заключается под стражу?

— Чтобы предотвратить совершение ими общественно опасных деяний, предусмотренных уголовным законом, или действий, препятствующих производству по уголовному делу. В первом полугодии этого года мера пресечения в виде заключения под стражу применена в отношении 193 человек, привлекаемых к уголовной ответственности. Во-первых, в отношении лиц, совершивших тяжкие либо особо тяжкие преступления, которых на транспорте в текущем году зарегистрировано 119. Во-вторых, изолирование от общества 108 граждан из общего количества арестованных обусловлено тем, что ранее они уже были осуждены и на путь исправления не встали. В-третьих, в силу специфики преступления на транспорте совершены 22 иностранными гражданами и 15 лицами, не имеющими определенного места жительства. Учитывая большую вероятность того, что лица указанной категории скроются от следствия и суда, в их отношении также была применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Расследование уголовных дел, по которым обвиняемые заключались под стражу, заканчивалось, как правило, в пределах одного-двух месяцев. В целом практика применения меры пресечения в виде заключения под стражу соответствует требованиям уголовно-процессуального закона, случаев необоснованного ее применения в анализируемом периоде не допущено.

— Наша газета не раз поднимала проблемы травматизма на железной дороге. Есть ли сейчас повод бить тревогу?

— За первое полугодие нынешнего года на объектах транспорта произошло 114 несчастных случаев. Год назад их было 119. По неосторожности погибли 54 лица. Существенно уменьшилось количество пострадавших в Барановичском, Могилевском и Брестском транспортных регионах. Также уменьшилось количество несчастных случаев на производстве.

— Анатолий Константинович, в последнее время многие контролирующие правоохранительные органы значительно сократили количество проверок. Что это дало?

— С начала года проведено 267 надзорных проверок. По их результатам руководителям предприятий и организаций транспортной отрасли внесено 140 представлений об устранении причин и условий, способствовавших нарушениям действующего законодательства, 203 лица официально предупреждены о недопустимости нарушения законности.

Грубые нарушения законодательства выявлены в системе Белорусской железной дороги, авиационных организациях республики, СКУП «Минскметро­строй», структурных подразделениях ТП РУП «ДорОРС», военизированной охраны дороги, предприятий и организаций СРУП «Трест Бел­трансстрой» и СМРУП «Дорстроймонтажтрест», службе грузовой работы и внешнеэкономической деятельности, врачебно-санитарной службе дороги. На выявленные нарушения законности должностным лицам вынесено 148 предписаний, принесено 77 протестов. Меры дисциплинарного характера приняты в отношении 271 человека, материального — 394, к административной ответственности привлечен 121 работник предприятий транспорта.

— Назовите приоритетные направления для прокурорского вмешательства?

— Железнодорожный, авиационный и трубопроводный транспорт — сложная, многоотраслевая, динамично развивающаяся и технически высокооснащенная отрасль народного хозяйства, занимающая ведущее место в транспортном комплексе республики. От организации ее работы во многом зависит социально-экономическое развитие нашего государства. С учетом расширения функций в сфере трубопроводного транспорта нам необходимо активизировать работу по надзору на объектах ОАО «Белтрансгаз» и концерна «Белнефтехим». Приоритетные направления прокурорского надзора — исполнение законодательства по охране труда и технике безопасности, выработка дальнейших мероприятий по модернизации железнодорожных переездов, переходов и платформ, станционного оборудования, ограждения наиболее травмоопасных участков, проведение профилактической работы в близлежащих к транспортным путям учебных заведениях. Особое внимание будем уделять соблюдению законодательства об административных правонарушениях при привлечении граждан к административной ответственности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter