Козел — это не оскорбление. Это — триумф науки

Родились два уникальных козленка
Родились два уникальных козленка

Настоящая сенсация появилась на небольшой ферме под Жодино... из утробы двух самых обыкновенных, на первый взгляд, коз. Казалось бы, ну подумаешь — обычный приплод. Но вся штука в том, что у новорожденных «козлят–мальчуганов» прижился человеческий ген: их потомство в будущем сможет давать молоко с лекарственными белками.

— Это сногсшибательный прорыв в генетике! — не скрывает оптимизма первый заместитель гендиректора Научно–практического центра НАН по животноводству Иван Шейко. — В мире еще никто не делал подобного. Были, конечно, трансгенные козы и быки. Но таким образом молоко с лактоферрином еще никто не получал.

По сути, весь совместный белорусско–российский проект ученые затеяли ради этого белка женского грудного молока, который теперь будет содержаться и в молоке трансгенных животных. Из лактоферрина собираются делать пищевые добавки и продукты, повышающие иммунитет человека, дефицитные лекарства 4–го поколения (в том числе от онкологических заболеваний), капли для глаз и т.д. Фактически это открывает новые возможности не только в медицине, но и в косметологии, молочной промышленности.

Уже сегодня за уникальных козлят готовы выложить несколько миллионов долларов! Впрочем, продавать их никто не собирается. Ученые надеются, что новорожденные в будущем станут родоначальниками целого трансгенного стада. Спрашиваете, почему для эксперимента выбрали именно коз? Все просто. Их молоко (в отличие от коровьего) не вызывает аллергии, и лактоферрин выделить значительно легче. К тому же козы устойчивы ко многим болезням.

Кстати, те, кто думает, что на ферме под Жодино родились животные–мутанты, категорически не правы! Самые обыкновенные козлята, которых назвали Лак–1 и Лак–2 (от слова «лактоферрин»): голова, четыре ноги да два рога. Вполне здоровые и даже игривые — сужу по фотографиям, потому что на территорию фермы посторонним вход строго–настрого запрещен. На воротах — табличка «Карантин». Исключений не делают даже для журналистов.

— Чтобы оградить от инфекций и чужих взглядов, пришлось пойти на строгие меры, — разводит руками заведующий лабораторией воспроизводства и генной инженерии сельскохозяйственных животных Научно–практического центра НАН по животноводству Александр Будевич. — Мера вынужденная. Сами понимаете: на кону успех всего проекта. Рисковать не имеем права...

Около козлят денно и нощно дежурят ученые и их помощники, которые не спускают с новорожденных глаз. Животных регулярно взвешивают, берут у них анализы и даже следят... за настроением. Рацион, несмотря на их уникальность, самый обычный — сено, комбикорм и, конечно, молоко матери.

Но что предшествовало успеху проекта? Сложнейшие исследования, бессонные ночи и тонкие расчеты. А два года назад ученые наконец сделали первые операции: взрослым козам пересадили несколько яйцеклеток с человеческими генами. Казалось бы, оставалось только ждать приплода. Ан нет! Из сотни родившихся козлят, по прогнозам ученых, только 1 — 2 процента могли быть трансгенными.

Впрочем, успеха, к удивлению многих, добиться удалось довольно быстро! На свет за последние полтора года появились 30 козлят и в организмах двоих из них прижился человеческий ген. Об уникальности Лака–1 и Лака–2 стало известно не сразу: пришлось отправлять образцы тканей на анализ в Институт биологии гена Российской академии наук.

— На Первом съезде ученых Беларуси сидел как на иголках, — признается Александр Будевич. — Ждал звонка из Москвы, а тут, как назло, мобильники попросили отключить. Пришлось ослушаться. И не зря — такая новость! Тут же передали записку председателю президиума Национальной академии наук Михаилу Мясниковичу: «Родились трансгены. Ошибка исключена».

Теперь ученые задумываются о промышленных масштабах. Это едва ли не самая сложная и ответственная часть проекта. Ожидаемый эффект может составить 6 миллиардов долларов в год: это и лекарства четвертого поколения, и целебные мази, и косметика. Американцы даже предлагают обрабатывать лактоферрином мясо. В этом случае микроорганизмы в говядине или телятине не будут размножаться и она не испортится без глубокой заморозки в течение месяца.

Судите сами, один грамм лактоферрина сейчас стоит 2.400 долларов. Но его нужны тонны: спрос в мире огромный! Ученые уже задумались о том, чтобы выходить на промышленный масштаб: создавать фермы, покупать оборудование. А как получить трансгенное потомство? Потребуется еще как минимум 500 — 600 коз. Причем не беспородных Забияк и Ромашек! Кроме того, предстоит разработать технологию выделения лактоферрина из молока. Словом, вся работа еще впереди.

Кстати

Не нужно путать молоко трансгенных козочек и генно–модифицированные продукты. Ничего общего! Это совсем разные технологии. Напомним, лактоферрин — белок природного происхождения, который содержится в женском грудном молоке.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter