Коварство тонкого льда

Специалисты МЧС: “Чаще всего люди уходят под лед по собственной глупости”

Специалисты МЧС: “Чаще всего люди уходят под лед по собственной глупости”

Традиционно с появлением первого льда на реках и озерах на зимнюю рыбалку отправляются рыбаки. Рядом с ними шалят на свежезамерзшем катке ребятишки... Только в ноябре — декабре этого года под тонкой коркой коварного льда погибло семь человек, трое из них — дети. Спасатели Минского областного управления МЧС провели выездные учения, чтобы проверить свою готовность к очередному зимнему сезону. Вместе с ними на учения отправились корреспонденты “НГ”.

Учения проходят под Молодечно. Еще по пути к месту их проведения замечаем возле дороги небольшой пруд. У берега растут деревья, и даже с расстояния десяти метров видно, что там, где их ветви опускаются в воду, льда нет. Местами на поверхности видны полыньи. Достаточно взглянуть на водоем, чтобы понять — выходить на лед небезопасно. Тем не менее на пруду сидят пятеро рыбаков. Коллега вздыхает: “До места назначения можем и не доехать, тактические учения могут обернуться реальным спасением утопающих...”

Рыбаки на тонком льду — один из сценариев учения, которое проводится на озере в деревне Носилово Молодечненского района. Спасатели поясняют: такие трагедии происходят очень часто. Оступился, не заметил трещину... Всякое бывает. На лед выбегает рыбак, скользящими движениями направляется к центру водоема, падает и по самую шею оказывается в воде. Крики утопающего слышат прохожие и сразу вызывают спасателей. К озеру подъезжает не одна машина — две. Вместе с сотрудниками МЧС к месту происшествия прибывают медики, чтобы успеть оказать первую помощь. Спасатель движется по льду в направлении утопающего, толкая перед собой пластиковые салазки — специальное приспособление, которое используют для того, чтобы увеличить площадь давления на лед. Пройдя полпути, работник МЧС ложится на них и, отталкиваясь руками, подползает к тонущему. Проходит меньше минуты, и мужчина оказывается на салазках. Специальным тросом спасатели, оставшиеся на берегу, подтягивают мужчин к берегу, где их уже ждут медики.

Начинается вторая часть учений. По замыслу, в результате дорожно-транспортного происшествия в воде оказывается автомобиль вместе с заблокированным в нем водителем. И этот сценарий очень актуален: такие аварии происходят нередко, при этом случаи бывают курьезные, но последствия — печальные.

— В прошлом году в Гродно, — вспоминает начальник пожарного аварийно-спасательного отряда Минского областного управления МЧС Леонид Малашко, — компания подвыпивших мужчин решила отправиться за добавкой через реку по льду на автомобиле МАЗ. В итоге погибли водитель и пассажир...

Тем временем на место импровизированного происшествия прибывают спасатели. Первым в воду погружается водолаз — сначала нужно достать из воды человека и оценить обстановку. Когда пострадавший (в нашем случае это муляж)  оказывается на суше, к затонувшему автомобилю прикрепляют трос, за который его на берег вытягивает большегрузная машина.

— Это учение имеет сезонный характер, — рассказывает Леонид Малашко. — Мы в очередной раз подтвердили, что наши спасатели готовы в любое время года оперативно работать как на суше, так и на воде. Но лучше, чтобы этой работы у нас было поменьше.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter