Частный дом в сельской местности можно купить за одну базовую величину

Коттедж за 1 у. е.?

Корреспондент «СГ» попытался купить самую дешевую сельскую усадьбу

Проснуться до петухов, подкинуть в печку дрова и выйти на крыльцо, чтобы насладиться снежным утром без суеты города… В последнее время обзаводиться собственным подворьем и переезжать в сельскую местность — тренд среди представителей не только старшего поколения, но и молодежи. Задал его наш Президент. «Не отказывайтесь от приусадебных участков, где вы сами родились, жили. А если есть брошенные, купите их. Это же копейки сегодня стоит. Завтра вы можете озолотиться этими участками», — отмечал Александр Лукашенко на совещании в Полоцке 12 июня 2020 года. Купить домик в деревне, да такой, чтобы сразу в него въехать, не тратя кучу времени и денег на ремонт и переоборудование, — миссия выполнимая? Корреспондент «СГ» задался целью найти уютное жилище за МКАДом и не потратить на свою мечту баснословную сумму.

Коллаж Владимира ПОЛОНСКОГО.

Вложиться в… проект

По запросу «купить дом в деревне в Беларуси» поисковик выдает примерно 942 тысячи ссылок. Первая в списке ведет на популярный сервис по поиску недвижимости. В разделе «Продажа коттеджей, домов, дач, земельных участков» здесь размещено более 18 тысяч предложений.

Одно из первых объявлений — о продаже 25 соток в деревне Родники Воложинского района. За землю просят 31,5 тысячи в национальной валюте. Но выясняется: вместе с участком идет не дом, а лишь его проект, и еще неизвестно, сколько времени уйдет на строительство. Первый обман.

Пролистал с десяток страниц, но найти что-то супервыгодное не удалось. Большинство объявлений размещено от имени агентств, а ценник кусается. Обосновывают количество нулей в чеке элитностью строений и премиальным расположением участков. По факту — бабушкино наследство. Но даже сильно запущенные дома отдают за немалые деньги. Тут и мне, неопытному покупателю недвижимости, понятно: цена явно не соответствует предложению.

Внимание привлекает двухэтажный домик со всеми удобствами общей площадью 50 квадратных метров. Он располагается на небольшом участке земли (чуть более четырех соток) в Минском районе. На первом этаже — сауна и санузел, комната отдыха и гардеробная с хранилищем для овощей. В мансарде — спальня со стеклопакетами. Электропроводку, по словам хозяев, заменили недавно. К тому же проведены вода и местная канализация. Дополнительно на участке есть колонка. Главный источник тепла — печь. Из дополнительных преимуществ — пруд в 30 метрах от дома. Также неподалеку лес. Просят за такое жилище чуть больше 50 тысяч рублей. Особо красноречивым могут и скинуть (владельцы допускают торг).

Куда выгоднее смотрится объявление о продаже жилого дома 1980 года постройки в Малоритском районе. Конечно, без косметического ремонта в комнатах тут не обойдется, но и просят за него всего 5,5 тысячи рублей, да еще и торг не исключают. Здание общей площадью 59 квадратных метров стоит на 19 сотках. Сделан из самых экологичных материалов — строительного бруса и деревянной вагонки. С удобствами не все слава богу, но электричество и газ есть. Печи на фото не видно, хоть она и отмечена — кажется, вид у нее не самый презентабельный.

В целом жить можно. Рядом лес: свежий воздух обеспечен. Да и до железнодорожной станции всего ничего.

Одним из счастливых обладателей частного дома недавно стал Максим Пешкур из Брестского района. Парень признается: всегда мечтал об этом, так как в детстве жил с родителями в частном секторе. На поиски идеального места ушло примерно полгода. Иногда не устраивало состояние жилища, обращал внимание на местонахождение участка, его размер, хозяйственные постройки. В итоге за покупку пришлось выложить около 15 тысяч долларов.

— Хотим достроить здание. По нашим расчетам, на это понадобится не меньше 20 тысяч долларов, — поделился Максим Пешкур. — Не торопимся, делаем ремонт на совесть, все-таки нам здесь жить. Кстати, в самой деревне есть магазин, в трех километрах от дома находятся детский сад и школа, часто ходит пригородный автобус.

Рубль надувается

С риелторскими объявлениями все понятно. А что предлагают обычные люди и, главное, сколько просят за свои дома? На ресурсе, который негласно называют народной барахолкой, больше 25 тысяч объявлений о продаже домов и коттеджей. Первые две страницы (если сортировать от меньшей цены к большей) заняты владениями по 1—2 рубля. Но рано радоваться: ушлые пользователи ставят такие мизерные суммы лишь для приманки.

Вот, например, в объявлении частный дом в Гомельском районе стоит 2 доллара. На фото обычная бабушкина хата с не самой удачной планировкой (две комнаты без кухни и веранда). Не ахти, но за такую цену для жизни сойдет. Удобствами здесь и не пахнет: туалет на улице, газ — в баллоне, а вода только холодная. Такой нелепый торт украшает вишенка в виде подключенного интернета. Заманивает владелец плодоносным садом (яблони, груши, вишни, сливы, смородина) и огородом. Да и с инфраструктурой все в порядке — по крайней мере, по заверениям хозяина. Хоть прямо сейчас доставай пять рублей и покупай! Да не тут-то было. В самом низу страницы нам сообщают, что отдать придется все 46,5 тысячи. Но если что, всегда можно сторговаться. Правда, до 2 долларов вы вряд ли дойдете: владелец честно признается, что окончательная цена после торга — 42 тысячи.

Еще по одному объявлению звоню, не веря своему счастью: за доллар мне готовы продать отличный двухэтажный блочный дом 2018 года постройки в Мозырском районе. Газ, центральный водопровод, местная канализация, электричество, телефон, интернет и теплые полы. Даже если внутри он не отделан (фото интерьера нет), покупка будет очень выгодной. А главное, в объявлении не сказано про вторую цену.

— Хотел бы купить ваш дом с участком. Когда можно приехать посмотреть? — интересуюсь.

— Можем встретиться в четверг после обеда, — назначает смотрины хозяйка.

— Отлично! Если не секрет, почему так дешево отдаете? — не унимаюсь я.

— Цену можем обсудить на месте, — отбривает собеседница.

— То есть дом стоит не доллар? А сколько?

— Чуть больше, — кажется, улыбается женщина. — Естественно, за такую сумму его никто не продаст.

— А сколько вы за него хотите?

— Приезжайте, решим этот вопрос лично, — настаивает хозяйка. — Если вы, конечно, понимаете реальную стоимость такого здания.

— Нет, не понимаю, но был бы рад купить его по заявленной цене, — признаюсь.

— Это невозможно, всего хорошего! — из динамика доносятся короткие гудки…

Искусившись на еще один милый домишко за 213 рублей в Брестском районе, снова берусь за телефон. Ценник вроде вполне реальный, хотя, по правде, маловат для такого здания. Смущает фраза «торг возможен у калитки реальному покупателю». Это что же, еще и скинуть можно? «Нет», — отвечают мне на вопрос, а я снова наступаю на те же грабли. Сколько реально хочет хозяин, он не говорит, но в любой момент готов показать свои владения. Только вот есть ли смысл ехать, чтобы потом услышать сумму, которая окажется тебе не по карману…

Честная базовая

Куда прозрачнее (и процент риелтору платить не надо!) выглядят аукционы от Госкомитета по имуществу. Обо всех лотах написано в разделе «Пустующие жилые дома». Например, скоро выставят одноэтажный дом 1956 года постройки в Березовском районе. Брус облицован кирпичом, кровля шиферная, отопление печное. Водопровод, канализация, газоснабжение отсутствуют, но есть возможность подключения к газо- и электроснабжению. Стартовая цена — 1600 рублей.

А в Поставском районе отдают дом с баней вообще за одну базовую (32 рубля). К одноэтажному зданию площадью 76,9 квадратного метра с бревенчатыми стенами, обшитыми досками, прилагаются пристройка, пять сараев, баня с предбанником и колодец.

И таких домов (чаще без бани, разумеется) за базовую довольно много. Червенский, Гомельский, Ивьевский — буквально в каждом районе на аукцион выставлены здания, которые ищут своих хозяев. Ни вам нер-

вотрепки с хозяевами, ни торга, ни платы за сделку — все просто и понятно, а главное, с большой базой предложений и по адекватной цене. Подробнее об этом рассказала председатель Трабского сельского исполнительного комитета Ивьевского района Валентина Марусова:

— Согласно Указу № 116 «Об отчуждении жилых домов в сельской местности и совершенствовании работы с пустующими домами» мы имеем право после постановления суда продавать дома в сельской местности за одну базовую величину.

Сначала старосты деревень подают информацию о пустующих зданиях. Сельсовет начинает выяснять, живет ли там кто-то или где родственники покойного. Через три года после смерти владельца, если не находят наследников или они не желают ухаживать за владением, заполняем акт допроса свидетелей и историю дома. Затем районная комиссия выезжает на место, измеряет владения, смотрит, в каком состоянии дом, определяет его степень изношенности. После этого в сельсовете собирают документы и идут в суд, где выносится окончательное решение. На заседании сельисполкома обсуждают, сносить дом (если состояние совсем плачевное) или продавать.

В прошлом году мы обследовали восемь домов, «живых» из них осталось пять. Подавали информацию на сайт райисполкома с контактами. Люди звонят, видят фото, приезжают на место и решают, нужно ли им это подворье. Если да, пишут заявление, мы пуб-

ликуем объявление о продаже и в течение месяца ждем других претендентов. С покупателем составляем договор, он оплачивает базовую величину (32 рубля) и на основании документа оформляет землю. В этом году наш сельсовет продал три таких дома. Душа радуется, что эти подворья подняли и облагородили.

Другая ситуация с пустующими домами в агрогородках и райцентрах. На них спрос больше, поэтому их продают с аукциона по рыночной стоимости.

grudnitskiy@sb.by



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter