Кот в мешке

40 могилевских семей 10 лет назад заплатили от 7 до 15 тысяч долларов за квартиры в доме по проспекту Пушкина. Однако их собственниками до сих пор не стали. Многие опасаются, что скоро окажутся на улице...

40 могилевских семей 10 лет назад заплатили от 7 до 15 тысяч долларов за квартиры в доме по проспекту Пушкина. Однако их собственниками до сих пор не стали. Многие опасаются, что скоро окажутся на улице...


В 1999 году предприятие «Лавсанстрой» решило реконструировать одно из своих общежитий. Предполагалось ликвидировать коридорную систему с общими «удобствами», а несколько комнат объединить в квартиры с собственным санузлом. Единственной загвоздкой на тот момент была нехватка денег на проведение работ. Поэтому «Лавсанстрой» обратился к другим предприятиям города с заманчивым предложением — принять долевое участие в реконструкции. Взамен пайщики пропорционально вложенным средствам получали в бессрочное пользование квартиры.


Работников, нуждающихся в жилье, хватает на любом предприятии. Предложением воспользовались 29 различных организаций. Вложили деньги в ремонт общежития, а работникам предложили квартиры в малосемейке. Не просто так — за деньги. Правда, людей предупредили о том, что сразу документы на право собственности на квадратные метры они не получат. Надо подождать, пока здание из разряда общежитий переведут в жилой фонд. Желающих обзавестись «крышей над головой» было хоть отбавляй.


— Я тогда работала в ОАО «Могилевбыттрикотаж», — вспоминает Татьяна Богданова. — Как только узнала о возможности приобрести квартиру, тут же начала искать деньги. Условия были жесткие: 760 миллионов рублей (около 7 тысяч долларов. — П.М.) надо было внести в течение 10 дней.


Работник фабрики художественных изделий Михаил Головорушкин заплатил тогда за «однушку» 860 миллионов рублей. Его коллеге Наталье Шишовой двухкомнатная квартира обошлась почти в 2 миллиарда — около 17 тысяч долларов. Деньги и сейчас немалые. А по тем временам огромная сумма...


— Если бы захотел, за те же средства, что потратил на реконструированное жилье в общежитии, мог купить двухкомнатную квартиру в «хрущевке», — не скрывает досады Головорушкин. — Но побоялся: не силен в таких делах, вдруг обманут... А здесь дело имеешь с родным предприятием, деньги платишь в кассу.


Со всеми новоселами открытое акционерное общество «Лавсанстрой» в 1999–м заключило бессрочные договоры найма жилого помещения. Все эти годы люди жили спокойно. Однако в последнее время из филиала «Жилищно–коммунальная контора» ОАО «Лавсанстрой» стали приходить уведомления, из которых адресаты с удивлением узнали: предыдущий договор найма жилого помещения признан недействительным. Его надо переоформить на типовой. Жильцы встревожились.


— Подпишу договор, а через какое–то время меня попросят освободить помещение, — опасается Татьяна Богданова. — А нас тут еще пугать стали. Говорят, если подпись под документом не поставим — квартиры обслуживать никто не будет.


Начальник филиала «Жилищно–коммунальная контора» ОАО «Лавсанстрой» Николай Горшов заверил меня, что «пугают» жильцов только ради того, чтобы они поставили свои подписи:


— Договоры найма подписывались с людьми 10 лет назад. А в конце 2005–го Совмином были утверждены изменения в Положении об общежитиях. Поэтому, исходя из этого документа, сейчас надо все бумаги привести в соответствие с законом. Не больше. Но для людей ничего не изменится.


Тем не менее собственниками квадратных метров, за которые жильцы уплатили немалые деньги, они, похоже, никогда не станут. А значит, не смогут дарить, продавать, завещать свои квартиры. Фактически могилевчане отдали суммы, равные стоимости квартир, лишь... за право заселиться в общежитие.


Получается, что людей обманули? И кто за это ответит?


— У жильцов денег наше предприятие не брало вообще, — объясняет нюансы этой непростой истории генеральный директор ОАО «Лавсанстрой» Анатолий Черный. — Заключались договоры с предприятиями, которым квартиры были переданы лишь в бессрочное пользование. Отдать, продать или подарить их мы не имеем права. «Лавсанстрой» — балансодержатель. Здание, находящееся в республиканской собственности, принадлежит Министерству архитектуры и строительства, имеет статус общежития. В нем, как известно, приватизированного жилья по закону быть не может. Но жильцы могут не волноваться: никто выселять их не собирается. Как жили, так и будут жить дальше.


— Предприятия, бравшие деньги с потенциальных новоселов, поступили неправильно, — считает председатель хозяйственного суда Могилевской области Виктор Богуславский. — Конечно, это не мошенничество. Скорее, чья–то ошибка. Как помочь людям? Вопрос очень сложный. Если собственниками жилья они стать не могут, то единственный выход — обращаться в суд, чтобы попытаться вернуть деньги. Другого пути я не вижу.


Но даже при самом благоприятном раскладе вряд ли это всем удастся. Некоторых предприятий–дольщиков уже и в природе не существует. К кому в этом случае предъявлять иск?..


И еще. ОАО «Лавсанстрой», передавшее квартиры в пользование бывшим партнерам, по собственной инициативе не имеет права выселить жильцов. Тем не менее, если кому–то из числа экс–дольщиков понадобится жилье для ценного работника, в «Лавсанстрой» может быть направлено ходатайство с просьбой предоставить ему помещение. Открытое акционерное общество будет вынуждено подчиниться. Ведь договоры 10–летней давности между предприятиями и «Лавсанстроем» никто не отменял. Что тогда — кого–то из нынешних жильцов попросят с вещами на выход?..


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter