Космос под лупой

Легендарный космонавт Алексей Леонов недавно дал столь злое интервью российской прессе...

Легендарный космонавт Алексей Леонов недавно дал столь злое интервью российской прессе, что люди, неравнодушные к развитию космонавтики, поспешили растащить его на цитаты. Главная из них такая: «Если это все называется реформированием, то что тогда считать дезертирством?» Генерал–майор авиации, летчик–космонавт СССР, член Общественной палаты РФ Алексей Леонов ведет разговор о будущем того дела, которому посвятил жизнь, а нам остается только диву даваться от происходящего.


«15 июля. Сегодня открывается новая страница в космонавтике — стартуют советский и американский корабли «Союз» и «Аполлон». Тем самым впервые в истории на орбите вокруг Земли будет создан международный пилотируемый комплекс. Это событие все человечество воспринимает с радостью и надеждой, видя в нем конкретные шаги на пути международного научно–технического сотрудничества в мирных целях. Этот полет — практическое подтверждение слов Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л.И.Брежнева, который подчеркивал необходимость того, «...чтобы и в космосе, и на Земле происходили стыковки человеческих усилий и талантов, направленных на благо народов!» («Старт дан!», 16.07.1975).


«Остаются считанные минуты до стыковки. Расстояние между кораблями 30 — 50 метров. «Аполлон» «зависает» относительно «Союза». Корабли повернуты друг к другу стыковочными узлами. Леонов и Кубасов, одетые в скафандры, уже находятся в спускаемом аппарате, закрыт люк, соединяющий их с орбитальным отсеком. Расстояние между кораблями — 10 метров. «Аполлон» начинает причаливание к «Союзу», используя системы ручного управления. Томас Стаффорд ориентируется на стыковочную мишень «Союза», наблюдая за ходом стыковки через оптический визир. Мгновение — и мы видим на экране телевизора, как андрогинные аппараты кораблей коснулись друг друга. Происходит автоматическая сцепка, стягивание и герметизация стыка. На табло — 19 часов 12 минут. Командир экипажа «Союз–19» Алексей Архипович Леонов докладывает в подмосковный Центр управления полетом: «Стыковка выполнена!» («Встреча на орбите», 18.07.1975).


События 37–летней давности по сей день заставляют гордиться своей страной, однако именно сегодня Алексей Леонов не скрывает своей озабоченности: «Раньше ЦПК им. Гагарина был воинской частью, которая входила в состав ВВС. Сегодня эту воинскую часть ликвидировали, центр стал гражданским — все вроде бы ради того, чтобы минимизировать расходы Минобороны. Но на деле расходы государства на эту реорганизацию оказались больше в разы. Спрашивается, кому нужна такая реформа? При этом пользы от реорганизации никакой. Авиационный корпус, который обеспечивал подготовку будущих космонавтов, разрушен почти полностью. Например, в центре стояли самолеты Л–39 и МиГ–21 — динамические тренажеры для отработки стыковки. На каждом самолете на лобовом стекле был визир (или прицел) космического корабля. Космонавт, сидя за штурвалом, в динамике нарабатывал навыки стыковки в паре с летящим впереди него вторым самолетом, который имитировал станцию. Этих самолетов уже нет».


Известно, что в конце прошлого года Роскосмос объявил открытый набор космонавтов. Получил 304 заявления от желающих. Примерно в одно время с Роскосмосом такой же набор проводили в NASA, куда заявки подали 6.000 человек. Выходит, в США профессия космонавта более популярна. Журналист спросил у Леонова, отчего это происходит? А он ответил: «Люди чувствуют, как власть относится к космонавтам, — нет былого внимания и уважения со стороны государства, нет и ответной реакции. На сегодня в Центре подготовки космонавтов в постоянной готовности находится 31 космонавт, из них 6 — командиры экипажей с опытом космических полетов, Герои России. У всех по двое, трое детей, по 10 — 15 лет воинской службы за спиной, и у большинства нет... собственного жилья. Случись что со здоровьем, необходимостью прервать работу — они потеряют служебные квартиры и останутся на улице».


«Нью–Йорк, 16 июля. Сегодня в 16 часов 32 минуты московского времени со стартовой площадки полигона на мысе Кеннеди запущен космический корабль «Аполлон–11» с тремя космонавтами на борту: Н.Армстронгом, Э.Олдрином и М.Коллинзом. Целью запуска космического корабля «Аполлон–11» является высадка двух космонавтов — Н.Армстронга и Э.Олдрина на Луну и возвращение всего экипажа на Землю» («Старт «Аполлона–11», 17.07.1969).


«Нью–Йорк. 21 июля. Вчера в 23.18 по московскому времени лунная кабина космического корабля «Аполлон–11»... совершила посадку на поверхности Луны в Море Спокойствия... Американский космонавт Н.Армстронг, который совместно с Э.Олдрином произвел посадку лунной кабины космического корабля «Аполлон–11» на Луну, сегодня утром вышел из кабины и в 5 часов 56 минут по московскому времени ступил на поверхность естественного спутника Земли. В 6 часов 16 минут к нему присоединился и Олдрин... Они пробыли на Луне более двух часов» («Полет «Аполлона–11», 22.07.1969).


«Как уже сообщалось, космический корабль «Аполлон–11» с Нейлом Армстронгом, Эдвином Олдрином и Майклом Коллинзом на борту 24 июля, после восьмидневного путешествия на Луну и обратно, завершил свой полет в водах Тихого океана, в 1.600 километрах к юго–западу от Гавайских островов. В районе приводнения находился авианосец «Хорнет». На его борту были команда по обеспечению спасения космонавтов, специалисты НАСА, а также президент США Никсон, прибывший для встречи космонавтов. Корабль приводнился вверх дном, но затем принял правильное положение. Как только кабина с космонавтами опустилась в неспокойный океан, с вертолетов были сброшены водолазы. Они прикрепили к кабине спасательные резиновые плоты. Прежде чем открыть люк, водолазы тщательно дезинфицировали поверхность кабины раствором йода. Через люк космонавтам были переданы специальные скафандры, с помощью которых обеспечивается биологическая изоляция во избежание возможного распространения лунных микроорганизмов» («Космонавты вернулись на землю», 26.07.1969).


Хоть известный острослов Станислав Ежи Лец и утверждал, что однажды мы станем блохами космоса, скачущими со звезды на звезду, сегодня в деле освоения околоземного пространства сложилась едва ли не патовая ситуация. Как когда–то в 1993–м американский конгресс с перевесом лишь в один голос проголосовал за присоединение к проекту строительства Международной космической станции, так и сегодня, в эпоху экономических трудностей, вся мировая космонавтика развивается, по сути, на тоненького. Трудности с финансированием давным–давно остановили проект европейского многоразового космического корабля «Гермес». Китайцы держат в страшном секрете проект собственного космоплана под названием «Божественный дракон» («Шеньлун»), и пока можно говорить только о том, что к 2020 году Пекин планирует создать третью в мире (после советской станции «Мир» и МКС) многомодульную постоянно пилотируемую орбитальную станцию. Американцы еще в прошлом году прекратили эксплуатацию своих шаттлов и сейчас вообще остались без собственных пилотируемых кораблей. «Орион», этот многоцелевой капсульный частично многоразовый пилотируемый космический корабль, который должен прийти на смену «Атлантисам» и «Индеворам», еще только разрабатывается. В России ведутся работы по созданию пока и вовсе безымянного многоцелевого пилотируемого частично многоразового космического корабля. Говорят, что лет через пять–шесть он должен был прийти на смену пилотируемым кораблям серии «Союз» и автоматическим грузовым кораблям серии «Прогресс». Сама МКС, которая нынче олицетворяет едва ли не всю битву землян за космос (не всю, потому что в Китае, например, еще не отказались от идеи высадки на Луну), рассчитана для эксплуатации только до 2016 года.


Что будет дальше? Алексей Леонов, которому повезло оказаться первым человеком, вышедшим в открытый космос, естественно, ратует за продолжение исследований: «Программы снимать нельзя, потому что в конце концов перед человечеством встанет вопрос переселения. Луна и Марс — лучшие пока объекты для колонизации». Пока же, правда, россиянам, американцам и всем тем, кто желает осваивать космос, желательно решить проблему с финансами. МКС уже засосала в безвоздушное пространство более 50 млрд. долларов, и эффект от таких вложений является скорее предметом спора, нежели осязаемым результатом.


Впрочем, Алексей Леонов все равно прав. Когда он возмущается непонятным слиянием Военно–воздушной инженерной академии им. Жуковского, Военно–воздушной академии им. Гагарина и Академии воздушно–космической обороны им. Жукова, когда говорит, что в скором будущем России придется искать профессиональных летчиков среди бомжей и гастарбайтеров, когда выражает недоумение уровнем подготовки будущих космонавтов, он, безусловно, знает, о чем говорит. Не будь он подготовлен как следует, не было бы в его жизни ни выхода в открытый космос, ни «Союза» — «Аполлона». В 1965 году корабль «Восход», на котором летали в космос Леонов и Павел Беляев, из–за отказа системы ориентации приземлился далеко не там, где планировалось, — в глухой тайге в 180 км от Перми. Две ночи космонавтам пришлось провести одним в диком лесу при сильном морозе. Только на третий день к ним по глубокому снегу пробились спасатели на лыжах.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter