Что стоит за нагнетанием американцами «звездной» истерии

Космос как провокация

Белый дом начал пугать мир угрозами, которые притаились на орбите. Впрочем, никаких особых подробностей официально не сообщается. Почему? Зачем Вашингтон блефует?

Пожать руку фон Брауну

Первым начал использовать космос как средство шантажа Джон Кеннеди. Улыбчивый молодой президент, плейбой с ядерной дубинкой — этот образ помог ему победить такого «ястреба», как Ричард Никсон, и надо было продолжать в том же духе. Хотя бы потому, что ВПК был напуган. Человек, который дал продавцам самого технологичного и, значит, самого дорогого оружия «заработать» и который 80 процентов военного бюджета направлял на постройку стратегических бомбардировщиков, генерал и президент Эйзенхауэр на прощание не выдержал и громко хлопнул дверью. В телеобращении к нации он вдруг заявил, что теперь в Штатах правит… ВПК. Выдал секрет!

Как-то поведет себя Джон Кеннеди?

Этот вопрос мог оказаться смертельным для начинающего президента, который слыл непредсказуемым выскочкой из богатенькой семьи, и поэтому Джон почел за благо «влиться в ряды»… Он тут же бросил ВПК и военным жирную кость — еще больший куш, чем промышленники имели от самолетов.  
Джон соврал, что Штаты «безбожно отстают от СССР» именно в космосе, и пообещал многократно увеличить производство ракет. И лично поехал пожать руку военному преступнику, гитлеровскому приспешнику фон Брауну, который возглавлял американскую ракетно-космическую отрасль.
Все это было до Карибского кризиса, когда военные «подставили» Кеннеди, точнее, поставили его на грань атомной войны. А аукнулось много позже того, как Кеннеди застрелили в Далласе. К 1970 году количество ракетоносителей у каждой стороны перевалило за 1000, и судьбы супердержав и всего мира действительно решались в космосе и на весах, где единицей измерения были мегатонны. Шантаж Кеннеди стал реальностью!

Блюдо из СОИ

Впрочем, из космоса «прилетела» и разрядка. Реальность, когда обе страны могли уничтожить друг друга 105 раз — так подсчитали американцы! — подтолкнула Ричарда Никсона откликнуться на предложение Брежнева. Так родилось ОСВ-1 — ограничение стратегических вооружений. И разрядка мировой политики!

Страх иногда бывает неплохим советчиком, особенно если он равный. Рейган, точнее те, кто за ним стоял, решил это спасительное равенство нарушить. «Тефлоновый Ронни» снова приступил к космическому шантажу, объявив 23 марта 1983 года Стратегическую оборонную инициативу (СОИ). Или программу «Звездных войн» против СССР — Space Wars — название, которое он украл у режиссера Джорджа Лукаса.

Лукас не стал подавать в суд, хотя СОИ — это те же мультики, только куда менее профессиональные и красочные, чем у Голливуда. Дальше мультиков дело не пошло, да и не могло пойти — даже сейчас! Тем не менее Горбачев использовал эти лубки в качестве формального предлога для начала перестройки. И сдачи всех позиций Советским Союзом, мол, советская экономика не выдержит столь масштабной космической гонки. Политбюро попросило все же посоветоваться с учеными, тем более что у нас на мази уже была программа космических челноков «Буран».
Надо сказать, что к тому моменту мы серьезно опережали американцев по технологиям спутников-убийц, так что СОИ могла напугать только Горбачева. Ибо он захотел испугаться. 
На совещании в Кремле ученые предложили и вовсе изящное, убойное и бесплатное решение. Такое, что крыть Горбачеву было нечем, а экономика осталась бы сохранной.

Все гениальное просто, а советские ученые и были гениями. Они предложили вынести в космос на обыкновенном транспортнике… несколько тонн битого бутылочного стекла. И рассыпать по орбите. Тем самым просто ослепить всю оптику, на которой строилось якобы лазерное оружие американских «космических войн». Утритесь, мистер Рейган!

Горбачеву крыть было нечем, но это не спасло ни «Буран», ни «Энергию», ни Советский Союз. Генсек надулся, молча вышел из зала… и продолжил свое дело. Впрочем, и СОИ просуществовала недолго, от блефа отказались сразу после распада СССР, официально — в 1993 году.

И вот уже как минимум в третий раз и спустя 30 лет космическая провокация снова вызвана к жизни Белым домом…

Реактор на борту спутника

Есть такой маленький конгрессмен, глава комитета по разведке палаты представителей Майк Тернер, республиканец, которого все считают засланным казачком от Байдена. Во всяком случае, Тернер безоговорочно поддерживает все инициативы демпартии по Украине. И очень сетует, что деньги для Зеленского сейчас застряли в конгрессе.

И вот этот Тернер вдруг поднимает бучу! Начинает подмигивать, дергаться и намекать прессе — прям как шаман Байден! — мол, русские создали «какую-то угрозу» в космосе, возможно, ядерную, и, возможно, на голову простодушным американцам! Ранее ABC со ссылкой на «источники» сообщил, что законодателям США на секретном брифинге могли (!) рассказать о якобы планах России «разместить ядерное оружие в космосе против спутников». Пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Белый дом, объявляя о проведении закрытого брифинга по «серьезной угрозе национальной безопасности», пытается подтолкнуть конгресс проголосовать за выделение денег Украине.

Все ясно! Очередная космическая провокация состряпана в недрах Белого дома, и вроде бы понятно для чего.

А вдруг не только для этого? Вдруг у нынешней провокации есть и второе, и третье дно?! Сколько их может быть в космосе?!

Чтобы разобраться, придется вспомнить историю. Не очень далекую. Я уже упоминал, что мы серьезно опережали американцев в космических технологиях, в чем есть заслуга и белорусских ученых. 2 февраля 1987 года мы сделали то, чего американцы и по сей день не могут, — вывели на орбиту компактный ядерный реактор мощностью 6,6 кВт на борту спутника-разведчика «Космос-1818». То была первая ласточка, а вторая полетела 10 июля 1987 года на орбиту 813/797 км и отработала там 11 месяцев кряду. Секретный реактор назывался «Топаз», он использовался в целях поиска американских подводных лодок, что требовало особых энергетических затрат.
Но суть сейчас не в этом, а в том, что Горбачев потом передал американцам схему реактора, которого они так боялись, со всеми спецификациями. Но американцы так и не смогли его воспроизвести. Нет у них космических реакторов до сих пор! 
И не ядерных взрывов против своих спутников они сейчас боятся — это блеф. Спутники может сбивать с земли та же установка ПВО С-400, что уже охраняет мирное небо Беларуси, не говоря уж про С-500.

И не на договор от 1967 года о запрете размещать ядерное оружие в космосе кивают янки: мирная энергетическая установка никак не может являться оружием! Просто у американцев ее нет. И просто она открывает безграничные возможности, какие есть у мирного атома, для строительства максимум к 2027 году и бесперебойного энергообеспечения самой большой, самой оснащенной и самой независимой от американцев орбитальной станции «РОСС», на которой будут бороздить околоземные просторы российские и белорусские космонавты.
Увидят ли они тогда в свои иллюминаторы Соединенные Штаты или какой-то иной конгломерат приветливо замигает с поверхности Земли вместо них, зависит вовсе не от наличия мифического российского ядерного оружия в космосе, а в большей степени от того, как скоро Штаты откажутся, наконец, финансировать войну в Украине.
И перестанут использовать космос в качестве грандиозных провокаций!

Вадим ЕЛФИМОВ, политолог, кандидат исторических наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter