Космос как предчувствие

Довольно буднично Беларусь подтвердила статус космической державы. Марина Василевская вышла на орбиту как первый в истории суверенной республики полноценный участник космической программы. В общем‑то это история успеха, к которому страна шла несколько лет. И дело здесь не только в самом факте полета белоруски в космос. А в том, что этот факт стал подтверждением банальной истины: страна без высоких технологий — так себе страна.

Это начиналось в середине двухтысячных. Я помню посещение Президентом не так давно созданного Парка высоких технологий в 2010 году и слова Александра Лукашенко. О том, что (цитирую по памяти) Беларуси «обязательно необходимы высокие технологии, которые вытянут за собой всю экономику». К этому моменту уже было принято решение о создании в Беларуси полноценной отрасли трансплантологии. И тогда же отдельная скептически настроенная часть общественного мнения много говорила о том, что белорусским медикам… гм… не надо, короче, этим заниматься. Попробуйте сегодня сказать это пациентам трансплантологических отделений и их родственникам, которые благодаря предпринятым тогда шагам обрели надежду. Дальше была история с получением страной первых опытов космических технологий. Их результат сейчас работает в Станьково и называется «Наземный комплекс управления спутником BELINTERSAT‑1». А где‑то параллельно, казалось бы в другой плоскости, двигалась история со строительством ледовых дворцов, «Борисов‑Арены» и реконструкцией минского стадиона «Динамо». И дело здесь не в спортивной составляющей, а в том, что на всех этих объектах колоссальный опыт получили белорусские материаловеды и дефектоскописты, не говоря уже о специалистах в области инжиниринга. Сегодня эти люди сдали в эксплуатацию мегашколу в Воронеже, строят аналогичную в Суздале и получили заказы на реконструкцию двух воронежских стадионов — это так, навскидку. Аналогичный опыт эти же специалисты получили при создании Белорусской АЭС, часть из них сейчас работает на соответствующих российских объектах. Примерно в эти дни разворачивается на полную мощь производство аминокислот и премиксов Белорусской национальной биотехнологической корпорации. 
Все это когда‑то возникало из, казалось бы, фантастических идей. Могу представить, что по аналогичному пути пойдет и развитие белорусской космической отрасли. Да, фантастично звучит, наверное. Пока…
Конечно, то, что Марина Василевская вышла на орбиту, никак не означает собственно белорусскую ракету, например. Но для нее это большой скачок в компетенциях. А для Беларуси… очередной шаг в направлении цели. Полет белоруски говорит прежде всего о том, что «Роскосмос» в частности и руководство России в целом рассматривают Беларусь как полноправного партнера по космической отрасли с постепенным доступом к все новым областям технологий.
У нас не было полноценной трансплантологии — теперь она у нас есть. У нас не было атомной энергетики — есть. Не было серьезных компетенций в инжиниринге и строительстве — добавлено. Биотехнологии — мы среди стран, которые можно пересчитать на пальцах одной руки. Что дальше?..
Да вот, например. В российском Обнинске формируется кластер радиационной медицины. Одно из направлений его работы — радиоизотопная диагностика заболеваний на ранних стадиях. Отрасль, которую уже называют новой нефтью. Губернатор Калужской области Владислав Шапша в интервью издательскому дому «Беларусь сегодня» фактически пригласил белорусских специалистов к участию в этом проекте. Это один из десятков путей, которыми можно двигаться и которые открыты для наших специалистов. А участие в таких проектах, в свою очередь, откроет и уже открывает для Беларуси двери к собственным технологиям.

Для того чтобы одолеть путь, надо сделать шаг…

korotkin@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter