В Минске завтра откроют памятный знак белорусским героям космоса

Космический скульптор

В воскресенье Минск встречает 31-й Международный космический конгресс. В Беларуси его участники — прежние и нынешние астронавты из разных стран мира — соберутся впервые. Одним из событий, приуроченных к началу работы масштабного форума, станет открытие в городе скульптурного памятного знака «Беларусам — героям космасу». Накануне мы встретились с его автором — народным художником Беларуси Иваном Миско.

Знаменитые двери в мастерской скульптора Ивана МИСКО сплошь исписаны автографами

Мечты сбываются

Масштабная композиция — общий вес составляет 9 тонн — установлена на столичной улице Космонавтов у входа в парк имени Михаила Павлова. 

Монумент представляет собой 6-метровую стелу из красного гранита, которую венчает бронзовый рельеф со скульптурными портретами трех белорусских героев — покорителей космоса (Петра Климука, Владимира Коваленка и Олега Новицкого), украшенный их автографами. 

На обратной стороне памятного знака — надпись, напоминающая, что он открыт в дни работы Международного космического конгресса, и изображение первого белорусского спутника «БелКА». Иван Якимович пояснят:

— «БелКА» хоть и не полетел, но на свой страх и риск я решил-таки его увековечить, ведь именно с этого спутника началась эра белорусской космонавтики. 

О создании и установке рельефа космонавтов — выходцев из Беларуси мастер мечтал много лет: долго не было финансирования, гранит, бронза, литье стоят немало. Но наконец деньги нашлись. К слову, ради воплощения задуманного Иван Якимович даже отказался от авторского гонорара, работал бесплатно. Говорит, во имя космонавтики и ее героев — ведь это главная и любимая тема в его творчестве. Признается, очень рад, что теперь она будет присутствовать в современном архитектурном облике Минска:

— Мне говорили: ну зачем устанавливать памятник так далеко от центра города, кто туда поедет? Но надо же что-то менять! Почему все должно быть в центре? В Минске вообще скульптурной пластики мало, а в микрорайонах — практически нет. Теперь новая скульптурная точка появится на улице Космонавтов. Со временем, возможно, станет традицией, и к памятному знаку будут приходить молодожены в свой свадебный день.

Мать первого космонавта планеты Анна Тимофеевна ГАГАРИНА бывала в мастерской Ивана МИСКО более 20 раз, в том числе позировала

Однако на этом космические задумки мастера не кончаются. Не оставляет он и такую идею: в продолжение темы открыть неподалеку ресторан или кафе «Космос» с соответствующими названию антуражем и меню, включающим в том числе и еду из тюбиков. Мечтает:

— Представьте: первый зал напоминает оформлением внутреннюю часть космического корабля, а второй — открытый космос. Молодые пары после посещения памятного знака отправляются отмечать свадьбу и оказываются пусть не в явном, но в космическом путешествии.

Фантазер. Но символично, согласитесь. К тому же и браки заключаются на небесах.

Вместе с Климуком, Коваленком и Новицким эту идею скульптор разработал и продумал до мелочей. Говорит, космонавтам затея нравится, мол, закрутил Миско сюжет. Проблема одна — для осуществления проекта нужен спонсор. Где найти?

Звездные знакомства

Ивана Миско давно называют космическим скульптором. Он автор целой галереи портретов выдающихся исследователей Вселенной. Среди них, кроме нашей тройки, едва не все космонавты бывшего Советского Союза и ряд участников интернациональных экипажей, представителей Польши, Кубы, Румынии, Монголии, Франции, Германии, Болгарии, Сирии, Великобритании, Вьетнама, Австрии, Японии, Афганистана, Индии. 

Предстоящему конгрессу Иван Якимович несказанно рад и ждет встречи с космонавтами в своей мастерской, ведь дружеские отношения сложились со многими: 

— Геннадия Падалку начал лепить давным-давно, еще в Звездном городке, и с тех пор портрет стоял. Сейчас, если приедет на конгресс, завершу работу с натуры. То же самое с портретом Сергея Крикалева. Он в Минск приедет точно. Жду. Будет и первый румынский космонавт Думитру Прунариу. Хочу сделать ему подарок — эскиз портрета, который лепил еще перед его полетом в 1981 году. Наши, само собой, ко мне «на чаек» заглянут, они здесь свои люди. Вообще, моя мастерская — как явочная квартира для всех космонавтов, приезжающих в Минск, заходят обязательно. 

Бронзовый рельеф со скульптурными портретами трех белорусских героев-космонавтов

Наверняка в музее-мастерской Ивана Миско в эти сентябрьские дни будет людно. Интересуюсь: хватит ли места на его знаменитых дверях и зеркале? Ведь именно там оставляют автографы известные гости Ивана Якимовича — актеры, спортсмены, музыканты, писатели, ученые и, конечно, космонавты. В ответ мастер улыбается: места хватит, кое-что для этого он дополнительно придумал.

Обычная межкомнатная дверь — сплошь в подписях, их здесь больше сотни. Почему на двери? Есть такая традиция на Байконуре, объясняет Иван Якимович: космонавт, отправляясь в полет, оставляет автограф на дверях гостиничного номера, в котором ночевал перед стартом.

А с зеркалом, рассказывает, было так:

— Как-то приехал Петр Климук, подошел прическу поправить и говорит: «Есть у меня, Иван, уникальный фломастер, которым можно расписываться даже под водой. Я оставлю автограф на зеркале, а кто еще из космонавтов приедет, разрешаю то же самое сделать».

Под тем автографом Петра Климука дата — 1979 год. Рядом — подписи космонавтов Юрия Глазкова, Алексея Леонова, Виталия Севастьянова, Георгия Берегового, поляка Мирослава Гермашевского, чеха Владимира Ремека… Особо дорогой сердцу Ивана Миско автограф матери Юрия Гагарина. С ней познакомился в 1980-м. С той поры в мастерской скульптора Анна Тимофеевна была больше 20 раз, в том числе позировала. Встречались они и в Звездном городке, и на родине первого космонавта планеты, там, кстати, находится его бронзовый бюст, созданный Иваном Миско. Именно Ивану Якимовичу Анна Тимофеевна доверила сделать семейное надгробие Гагариных. Памятник ей самой — тоже его работа. Да и первым в «космической» серии Ивана Миско стал скульптурный портрет Юрия Гагарина, вылепленный им по фотографии в 1968-м, под звуки траурной музыки, сразу после гибели космонавта. 

Портрет инопланетянина

В «космосе» Иван Миско уже больше 50 лет:

— В 1957 году мир всколыхнул запуск на орбиту первого искусственного спутника Земли. В 1961-м — полет Юрия Гагарина. Оттуда все и пошло. Планета забушевала, и я вместе с ней. В 1966-м заканчивал театрально-художественный институт — уже курсовые работы были на космическую тему. И так меня она с тех пор захватила, что остановиться не могу. Потому руки у меня постоянно в глине. И это хорошо. Это значит, одновременно я занят любимым делом и отдыхаю, потому что работается с удовольствием.

Теперь реже, а в былые годы Иван Миско частенько ездил в Звездный городок, он стал ему вторым родным домом. Гостил там и работал, брал с собой ящик пластилина, чтобы лепить с натуры. А еще по заказу друзей-космонавтов вез обязательно сало белорусской засолки. Впрочем, эта традиция жива до сих пор. Уж очень, улыбается Иван Якимович, космонавты этот наш продукт уважают — качественный и вкусный. 

А в одну из поездок напросился у Петра Климука, он был тогда начальником Центра подготовки космонавтов, на тренажеры, захотелось попробовать повертеться в центрифугах: 

— Он меня завел и сказал: «Прокрутите этого интеллигента». И меня как накрутили… Я еще три дня оставался в Звездном и ходил как пьяный, ощущение полной потери координации движения. Вывод: вестибулярный аппарат мой никудышный. После этого убедился — космонавтом стать точно не смог бы.

Интерес к представителям этой мужественной профессии у Ивана Якимовича неиссякаемый еще и потому, что без ответа до сих пор остается его главный к ним вопрос: а что там, за земной орбитой? В смысле иных цивилизаций. 

Спрашиваю: а что по-дружески, по секрету за чашкой чая космонавты по этому поводу говорят? Качает головой:

— Сами мечтают увидеть. Но пока ничего. Для этого надо еще дальше отлететь, удалиться от Земли. Но, думаю, когда-нибудь... Есть надежда, что появятся новые технологии, и рано или поздно такая встреча произойдет. Не может такого быть, чтобы только на Земле была жизнь. 

Между прочим, скульптор предложил космонавту Олегу Новицкому такую идею: когда он в следующий раз полетит в космос, то возьмет с собой пластилин, и если вдруг в иллюминатор корабля постучится инопланетянин, попытается вылепить его фигурку или портрет. Короче, сделает для мастера набросок для будущей скульптуры. Иван Якимович говорит, что Олег Викторович не против. И заговорщицки добавляет: будем ждать.

svirko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter