Космические мечты профессора Еленского

Я поднимаюсь на второй этаж Национального института образования...

Я поднимаюсь на второй этаж Национального института образования и медленно иду по длинному коридору, вглядываясь в таблички на дверях. Возле кабинета 212 останавливаюсь, ощущая легкое волнение от предстоящей встречи с доктором педагогических наук, профессором, заместителем директора института Николаем Георгиевичем Еленским...

Первого сентября 1972 года мы собрались в своем 9-м классе СШ № 1 Городка Витебской области. Приказом директора новым классным руководителем нашего 9 «А» был назначен преподаватель белорусского языка и литературы, выпускник Минского педагогического института имени А.М. Горького Николай Георгиевич Еленский.

Особенно покорила нас его манера декламировать стихи – так, словно он не в классе, а на сцене. Как сегодня помню стихотворение П. Бровки «Пахне чабор» в его исполнении.

…С нескрываемым интересом рассматриваю кабинет бывшего классного. Компьютер и несколько телефонов. Важная деталь – глобус. Когда-то Николай Георгиевич мечтал стать этнологом, хотел изучать культуру народов мира. Отчасти мечта сбылась. Вместе с женой Светланой сегодня они путешествуют по Беларуси. В этом году вдоль и поперек изучили Полесье: побывали в Калинковичах, Житковичах, Давид-Городке…

…В ноябре классный повез нас в витебский театр. Шел спектакль по пьесе Андрея Макаенка «Затюканный апостол». Для многих моих одноклассников это было первое знакомство с театром, с игрой актеров, да еще и говорящих на белорусском языке. Впечатления переполняли нас. Но когда на классном часу Николай Георгиевич предложил всем поделиться своим мнением о спектакле, мы молчали. Оказалось, что самостоятельный анализ был нам еще не под силу.

Учитель тогда расстроился и, махнув рукой, отпустил всех домой, а сам поднялся на второй этаж, зашел в пустой класс… Я пошла следом, намереваясь объяснить ему нашу беспомощность. Но тихонько приоткрыв дверь, увидела, как он сидит за столом, задумавшись, обхватив голову руками, и… не решилась.

А на следующий день Николай Георгиевич предложил нам самим стать артистами. Он объявил подготовку театрализованного представления «День сказки».

И так началось наше гастрольное шествие по всем классам школы. Еленский искренне радовался успеху спектакля, а мы таким образом постигали азы творческого театрального труда.

— Николай Георгиевич, кроме нашего класса, у вас еще были ученики? – спрашиваю сегодня.

— После службы в армии мне довелось работать в школе № 50 г. Минска. В моем классе собрались 20 мальчиков и 10 девочек. Как классный руководитель, я поставил перед собой цель объединить их в коллектив. Но справиться с этой задачей было нелегко. И тогда мне пришла мысль привлечь в помощники не активных и отзывчивых на просьбы мам, а вечно занятых и серьезных пап. Удивляюсь сам, как это получилось, но на родительских собраниях присутствовали только отцы! Они помогали мне организовывать уроки литературы в Хатыни, в Вязынке, в музеях городов нашей республики. Даже в Гжатск (Гагарин) Смоленской области, на родину космонавта Юрия Гагарина, в гости к его маме Анне Тимофеевне мы ездили, потому что планы строили «космические»…

Еленский поискал что-то в бумагах, лежащих возле принтера, и достал листок с отпечатанным текстом:

— Посмотри, в мой адрес на сайте «Одноклассники» пришли письма от тех учеников!

Я взяла листок и прочитала слова, которые могла бы сказать и сама вслед за неизвестной мне Инной Астапчик: «Своим детям я объясняю, каким должен быть классный руководитель: «Таким, как вы…»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter