Космическая академия

Многие члены первого отряда космонавтов имели белорусские корни

Многие члены первого отряда космонавтов имеют белорусские корни

9 марта и 12 апреля. За этими весенними датами — события вселенского масштаба. Первая — день рождения Юрия Гагарина. Вторая — первый полет космонавта планеты в неизведанную даль космоса. День 12 апреля 1961 года, утверждают исследователи космической темы, был выбран для старта не случайно: генеральный конструктор космических аппаратов Сергей Королев и стоящие за ним лидеры советского государства спешили: с мыса Канаверал, по данным советской разведки, 20 апреля намеревался отправиться в космос американский астронавт Алан Шепард. В условиях жесткого соревнования с США СССР не мог отдать первенства в космосе. Но почему выбор пал тогда на Гагарина, чья очаровательная улыбка покорила впоследствии весь мир? Как шла подготовка членов отряда космонавтов к полетам человека в космос? Автор этой публикации гомельчанин Владимир Ларионов знает об этих событиях не понаслышке: в те исторические годы ему пришлось по роду занятий не раз бывать в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке, на космодромах Плесецк и Байконур.

Николай ЖДАНОВИЧ, «Р»

---------------------------------------

В январе 1960 года ЦК КПСС издал секретную директиву о формировании Центра подготовки космонавтов. На должность руководителя ЦПК назначили специалиста в области авиационной медицины полковника Евгения Карпова. Непосредственно же организация учебно-тренировочного процесса была возложена на участника челюскинской эпопеи, одного из первых Героев Советского Союза, генерала Николая Каманина. В марте в Москву стали приезжать молодые летчики, отобранные в авиачастях, прошедшие в 1959 году жесточайшую медицинскую проверку в Центральном авиационном госпитале и тщательную «анкетную экспертизу». Первый или, как его позднее стали называть, гагаринский отряд, зашифрованный под наименованием «Группа ВВС № 1», был сформирован из двадцати человек. Работа шла в режиме полнейшей секретности: никто из знакомых и близких летчиков даже не мог догадаться, кем на самом деле были эти «офицеры войсковой части». Не предполагали тогда и сами члены отряда, что одному из них — простому крестьянскому парню со Смоленщины — будет суждено стать первым космонавтом, что некоторые из них не однажды смогут подняться над землей в космических кораблях, другим же возможность полететь в космос в жизни так и не представится. Но справедливости ради вспомним сегодня имена всех из той первой двадцатки. Одиннадцать из них позднее, как и Юрий Гагарин, впишут свои имена в историю освоения космического пространства: Валерий Быковский (летал трижды), Борис Волынов, Виктор Горбатко, Владимир Комаров, Алексей Леонов, Андриан Николаев, Павел Попович (летал дважды), Павел Беляев, Герман Титов, Евгений Хрунов, Георгий Шонин.

Первым отряд был вынужден покинуть Валентин Варламов. Причиной стала нелепая случайность: неудачный прыжок в озеро, приведший к смещению шейного позвонка. Печальную «эстафету» от предшественника буквально через месяц после случившегося принял Анатолий Карташов: после вращений в центрифуге с восьмикратными перегрузками у него обнаружились точечные кровоизлияния. 23 марта от ожогового шока, случившегося во время пожара в барокамере, умер двадцатичетырехлетний Валентин Бондаренко. Эти летчики так и остались в статусе кандидатов в космонавты.

С Марсом Рафиковым, Валентином Филатьевым, Иваном Аникеевым и Григорием Нелюбовым, к счастью, ничего страшного не произошло, но они, пройдя курс обучения, также покинули отряд космонавтов в 1962—1963 годах. Последний из отчисленных через восемь лет после гагаринского старта по состоянию здоровья — Дмитрий Заикин, участвовавший в программах «Восток», «Восход-2», «Союз».

Прошедшие 50 лет — срок немалый, но из первого набора потенциальных покорителей космоса полувековой юбилей ЦПК имени Юрия Гагарина встречали лишь Валерий Быковский (после трагической гибели сына-летчика он ведет замкнутый образ жизни), Борис Волынов (встречи с ним оставили у автора самые теплые воспоминания), Виктор Горбатко, Дмитрий Заикин и Алексей Леонов. Последний из названных, к слову, завсегдатай всех «космических» тусовок и одновременно… банкир. В конце минувшего года не стало Павла Поповича — веселого и общительного человека. Место нашей последней встречи — украинский Житомир, где отмечалось 100-летие основоположника практической космонавтики Сергея Павловича Королева.

Нельзя не сказать о том, что в сентябре 1962 года отряд пополнился (мировой прецедент!) женской группой кандидатов в космонавты. Одна из ярких ее представительниц — Валентина Терешкова — в июне 1963 года взлетит на околоземную орбиту. Не всем известно, что родители первой женщины-космонавта с легендарным позывным «Чайка» — уроженцы Беларуси. Отец ее, Владимир Аксенович, родился в деревне Вылово Белыничского района, мать, Елена Федоровна, родом из населенного пункта Еремеевщина, что на Дубровенщине. Валентина Владимировна раньше не ­однажды приезжала в Беларусь. Сейчас она живет в Звездном городке, представляет Ярославскую область в Госдуме России.

Углубление задач, которые ставились перед участниками космических полетов (в том числе оборонного характера), со временем потребовало привлечения к процессу подготовки космонавтов военных инженеров. Таких подбирали из числа кадровых офицеров Военно-воздушных сил и ракетных войск стратегического назначения. С января 1963 года и по декабрь 1964-го в качестве слушателя-космонавта в Звездном городке находился Эдуард Буйновский, родители которого жили в Гомеле в конце 30-х — начале 40-х годов. На его «звездной» карьере также судьбой был поставлен крест: прекратив подготовку по состоянию здоровья, Буйновский позднее был уволен из Вооруженных сил по возрасту с должности начальника отдела Военно-космических сил Минобороны СССР. Этот отдел занимался разработкой космических челноков «Буран».

По итогам третьего набора (ноябрь 1965 года) в составе отряда космонавтов оказались уже два уроженца Беларуси. Добавить к тому, что уже рассказано и написано о Петре Климуке, трижды летавшем в космос, а впоследствии 12 лет работавшем начальником Центра подготовки космонавтов, сегодня сложно. Второй белорус, Борис Белоусов, полностью не завершил подготовку к полетам, но в 1965 году повторно прошел медкомиссию и стал членом отряда космонавтов. Хотя путь к звездам он так и не проложил. Умер в 1998 году в Звездном городке.

В апреле 1967 года отряд вновь прибыло молодое пополнение. Среди новобранцев был белорус Владимир Коваленок. Его первый полет в качестве командира корабля специалисты считают неудачным, но два последующих космонавт выполнил блестяще. Сегодня наш прославленный земляк возглавляет Федерацию космонавтики России.

Уроженец деревни Лучин Рогачевского района Гомельской области Анатолий Дедков пришел в ЦПК в составе кандидатов в космонавты пятого набора. В июле 1972 года завершил полный курс подготовки к полетам на космических кораблях и орбитальных станциях. Вместе с Германом Титовым участвовал в программе по созданию аэрокосмического самолета «Спираль», занимался испытанием различных систем и агрегатов космической техники, скафандров космонавтов (в том числе предназначенных для выхода в открытый космос). Анатолий Иванович был дублером Владимира Коваленка при подготовке первой экспедиции на орбитальную станцию «Салют-6». Но в итоге так и остался на земле. Сегодня полковник запаса Дедков живет в Звездном городке, юбилей ЦПК и День космонавтики — его праздники.

В 1979 году в группу летчиков-испытателей, сформированную для реализации программы «Буран» (создание советского космического челнока), был включен белорус Александр Щукин, родители которого считают родиной деревню Хизов, что на Кормянщине. Выдержав экзамены и получив удостоверение космонавта-испытателя, Александр Владимирович совершил семь полетов на атмосферном аналоге «Бурана». Был подготовлен для полета в качестве космонавта-исследователя на орбитальный комплекс «Мир». Но случилась беда. 18 августа 1988 года Александр Щукин погиб во время испытательного полета на спортивном самолете Су-26М. Его сын Егор пошел по стопам отца: стал летчиком-испытателем ЛИИ имени Громова.

Полагаю, немногие знают, что у трижды летавшего в космос бортинженером Георгия Гречко (замечательного рассказчика, обаятельного человека и талантливого ученого-конструктора) мать имеет белорусские корни. Родилась она в поселке Копцевичи Чашникского района. А также то, что у истоков создания ЦПК стоял участник Великой Отечественной войны, Герой Совет­ского Союза, генерал-майор авиации белорус Леонид Горегляд. В историю Центра подготовки космонавтов вписано также имя еще одного белоруса, подполковника Ивана Крышкевича: в середине 60-х — начале 70-х годов он был начальником политотдела ЦПК.

В настоящее время подготовку к полетам на международную космическую станцию, работающую на околоземной орбите, проходит подполковник ВВС России белорус Олег Новицкий. В начале минувшего года он получил удостоверение космонавта за номером 201. Мы будем искренне желать осуществления звездной мечты нашего земляка.

Но вернемся к годам особо значимого для становления космонавтики минувшего столетия. Из первых двадцати претендентов на полет в космос в целях ускорения подготовки отобрали тогда шестерых наиболее успешных: Титова, Гагарина, Николаева, Быковского, Поповича и Нелюбова. Назвать первого покорителя космического пространства должен был СП (Сергей Павлович Королев). И генеральный конструктор произнес фамилию Гагарина, хотя чаша весов и мнение многих сотрудников ЦПК склонялось в сторону Титова. Видно, что-то особенное приметил проницательный Королев в этом искреннем и открытом смоленском парне. Кроме человеческой надежности, полагают авторы многих исследований, не последнюю роль в этом решении сыграли русские фамилия и имя будущего «космонавта № 1», его открытое лицо и очаровательная, неповторимая улыбка.

На снимке: космонавт-испытатель белорус Анатолий ДЕДКОВ.

Фото: архив Владимира ЛАРИОНОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter