Число нападений в Кельне в новогоднюю ночь превысило 500

Кошмар у кёльнского собора

Число нападений в Кельне в новогоднюю ночь превысило 500
Миграционный кризис, накрывший Европу, был одной из главных тем ушедшего, 2015 года. События новогодней ночи в Кёльне наглядно продемонстрировали, что эта проблема будет преследовать Европу и в году наступившем: здесь возможны весьма неприятные сюрпризы.


Во время новогодних гуляний в Кёльне произошли массовые нападения на женщин, сопровождавшиеся грабежами и сексуальными домогательствами. Аналогичные инциденты меньшего масштаба имели место и в других городах Германии.

Произошедшее стало для немецких властей полной неожиданностью. Общественность узнала детали лишь спустя несколько дней, и это может свидетельствовать о том, что власти намеренно затягивали обнародование неудобной информации, чтобы выработать какую-то позицию по поводу инцидента. Получилось, однако, не очень убедительно.

Основная трудность для немецких властей связана с «мигрантским следом»: по свидетельствам очевидцев, нападавшие были арабской или североафриканской внешности, многие не говорили по-немецки, что может указывать на их недавнее пребывание в стране.

Мигрантская составляющая кёльнских беспорядков ставит под удар всю политику, проводимую относительно ближневосточных мигрантов немецким правительством. Несмотря на растущее бытовое недовольство немцев наплывом непрошеных гостей, а также многочисленные предупреждения о возможных проблемах, политика Германии, как и в целом позиция ЕС, в отношении мигрантов оставалась вполне лояльной. Выходцы с Ближнего Востока и из Северной Африки, бегущие в Европу, воспринимаются как жертвы чрезвычайных обстоятельств у себя на родине, по отношению к которым цивилизованные страны должны проявлять сострадание и участие. Эта политика, движимая своего рода комплексом вины за колониальное прошлое, а также концепцией мультикультурализма, обосновывающей возможность бесконфликтного сосуществования разных культурных традиций в рамках одного общества, всячески продвигалась в большинстве европейских стран.

Мультикультурализм давно критикуется политиками правоконсервативного толка, и нарастающее количество конфликтов, провоцируемых не интегрированными в европейское общество мигрантами, кажется, подтверждает обоснованность этой критики. Однако никакой альтернативы мультикультурализму в Европе так и не придумали: эта модель, показавшая свою тупиковость, продолжает воспроизводиться. События в Кёльне стали очередным ударом по мультикультурализму, и именно поэтому немецкие власти всячески пытаются уйти от однозначного признания ответственности мигрантов за случившееся.

Безусловно, инцидент в Кёльне будет способствовать росту ксенофобских и националистических настроений, повышая популярность партий правоконсервативного толка. Активизация правых сил уже началась. В Кёльне 9 декабря радикальное антиисламское движение Pegida («Европейцы-патриоты против исламизации Старого Света») провело акцию протеста, которая закончилась беспорядками и была разогнана полицией.

Впрочем, европейские правые вряд ли способны предложить что-то, кроме распространения ксенофобских и расистских стереотипов и заведомо невыполнимых требований выслать всех мигрантов из Европы.

Неспособность Европы интегрировать мигрантов связана вовсе не с их этнокультурной инаковостью. Как показал опыт первого поколения послевоенных мигрантов, прибывших на континент  в 1950—1960-е годы, они в конечном счете успешно ассимилировались и интегрировались, поскольку были обеспечены рабочими местами, а значит, мотивированными к интеграции в принимающие общества.

Впоследствии, однако, политика деиндустриализации и вывода производств в страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии с дешевой рабочей силой привела к тому, что ЕС  оказался не в состоянии обеспечивать вновь прибывающих работой. Между тем Северная Африка и Ближний Восток, так и не вписавшиеся в новое мировое разделение труда, продолжали поставлять новых и новых мигрантов, бегущих в Европу в поисках лучшей доли. 

Попытки европейских правительств откупиться от мигрантов пособиями по безработице и социальным жильем лишь отбили у последних мотивацию к интеграции и привели к формированию этнических гетто. В результате в Евросоюзе  оказались миллионы людей, не интегрированных в местную среду и чувствующих свою невостре-бованность. Новая волна миграции грозит резко увеличить количество этих людей, обозленных на весь мир и становящихся питательной средой для разного рода радикальных идей, в том числе исламского фундаментализма. Девиантное поведение, подобное тому, что наблюдалось в Кёльне, также становится формой протеста этих не нашедших своего места в жизни людей.

Безусловно, такое поведение мигрантов будет провоцировать ответный рост агрессии и правого радикализма со стороны европейцев. Спираль противоречий закручивается все туже, но европейские правительства лишь бессильно взирают на происходящее, будучи не в состоянии найти какой-либо выход.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter