Коррупция в Германии: куда смотрят немецкие спецслужбы

Президент Германии Кристиан Вульф все-таки подал в отставку

17 февраля мировые СМИ бурно обсуждали сенсацию: президент Германии Кристиан Вульф все-таки подал в отставку после долгих месяцев упорной борьбы и защиты от упреков в коррупции.

Напомним, что президента Германии СМИ обвиняли в многочисленных грехах: отдыхе за счет бизнесменов, имевших деловые интересы в Нижней Саксонии, правительство которой он возглавлял, получении кредита на дом на чрезвычайно льготных условиях по меркам Германии, предоставлении финансовых гарантий правительством Нижней Саксонии бизнесменам, оказывающим Кристиану Вульфу личные услуги. «Прославился» президент ФРГ и попыткой скрыть эту информацию, надавив на журналистов. Последней каплей, заставившей Кристиана Вульфа подать в отставку, стало обращение 16 февраля прокуратуры Ганновера к бундестагу с просьбой лишить президента иммунитета для расследования возникших «предварительных подозрений» в использовании чиновником служебного положения в личных целях. Тут уже оказалась недостаточной и помощь федерального канцлера Германии Ангелы Меркель, ранее вступившейся за оскандалившегося президента.

Впрочем, интересно даже не это, а то, почему немецкие спецслужбы, имеющие прекрасную репутацию в мировом разведывательном сообществе еще со времен холодной войны с СССР (с которой, кстати, связана и обширная практика, составившая эту репутацию), либо не знали об указанных многочисленных фактах неподобающего поведения крупного чиновника, либо не реагировали на них. Вполне возможно, что это как раз и связано с тем, что хотя холодная война уже более как двадцать лет официально благополучно закончилась, на деле не все так просто.

Подозрения в этом могут возникнуть при ознакомлении с несколькими нашумевшими скандалами, в которые оказались вовлечены сами спецслужбы в последние годы. Так, в феврале 2012 года административный суд Кельна вынес решение, в соответствии с которым сорокалетняя слежка спецслужб ФРГ за немецким правозащитником и экспертом по секретным службам Рольфом Гесснером была объявлена незаконной. Итоговое досье на Гесснера насчитывало более 2000 страниц, но никаких обвинений так и не было предъявлено. Наибольшие подозрения у спецслужб вызвали выступления эксперта на собраниях Объединения жертв нацистского режима, Немецкой коммунистической партии и фонда Розы Люксембург. О деятельности двух первых организаций можно судить по их названиям, а фонд Розы Люксембург представляет собой неправительственный политический фонд марксистского толка, тесно связанный с популярной немецкой партией «Левые». Он выступает в качестве дискуссионного форума для поиска политических альтернатив, центром для социалистических идей и исследования их как в Германии, так и по всему миру. Его отделения открыты в том числе в Пекине и в Москве, что особенно могло не понравиться германским спецслужбам. Не по нраву пришлось немецким контрразведчикам и то, что статьи Гесснера выходили в левых изданиях.

Второй скандал был связан с самой партией «Левых», которая имеет многочисленное представительство в парламенте Германии (бундестаге). В январе 2012 года немецким СМИ стало известно, что за третью депутатов этой партии в бундестаге ведется слежка. Из 76 депутатов, избранных народом Германии, подозрительными для спецслужб ФРГ являются минимум 27. При этом под наблюдением оказалось практически все руководство парламентской фракции, а также депутаты «Левых», занявшие ответственные посты в парламенте, включая самого вице-спикера бундестага.

Чем же так опасны левые для спецслужб? Можно предположить, своим неприятием тех радикальных форм спекулятивного капитализма, который после кризиса единодушно осудили все лидеры ведущих стран Запада, от президента США Барака Обамы до немецкого канцлера Ангелы Меркель. Партия левых призывает к демократическому социализму, большему вмешательству правительства в экономику для уменьшения безработицы. В программе партии также увеличение налогов для крупных корпораций и богатых граждан Германии и рост государственных расходов на образование, науку, культуру и общественную инфраструктуру. Во внешней политике левые призывают к международному разоружению, выступают против любого использования немецкой армии за пределами страны. Вместо НАТО должна появиться коллективная система безопасности, включающая Россию в качестве равноправного члена. Внешняя политика Германии должна быть вместо конфронтации посвящена целям кооперации. Американские военные базы в Германии и, если возможно, по всему ЕС должны быть закрыты. Партия также выступила как против войн в Афганистане и Ираке, так и против вмешательства Запада в Ливии и продолжающегося давления на Сирию.

Учитывая все эти «грехи», да еще и поддержанные такой значительной частью немецких избирателей, спецслужбы Германии, конечно, не могли не установить тщательной слежки за такой «вредной» партией.

На этом фоне вспоминается история, как в 1970-х гг. правительство Германии приказало составить списки немецких профессоров, известных своими социалистическими убеждениями, а потом всех попросту одномоментно уволить с работы. Их деятельность нашли слишком вредной для умов подрастающего поколения. И не помогли бедолагам-профессорам ни призывы к соблюдению трудовых контрактов, ни ссылки на запрещающую подобные действия немецкую Конституцию. Правительство сослалось на интересы национальной безопасности, которые всегда превыше, и на трудную обстановку холодной войны с СССР и соцстранами.

По словам председателя парламентской фракции «левых» Грегора Гизи, у спецслужб «крыша поехала» и они застряли в эпохе холодной войны. Ничего подобного. Просто холодная война завершилась лишь официально. А крупнейшие страны Запада по-прежнему ведут ее против тех незападных стран, которые могут бросить им вызов или создают препятствия их глобальному доминированию. Отсюда и совершенно адекватные холодной войне действия западных спецслужб, и одобрение ее западными правительствами. Они делают именно то, что должны делать. И горе тем незападным странам, элита в которых вообразит, что мир стал либеральным и они могут действовать самостоятельно, без контроля Запада. Их быстренько постараются вразумить. На очереди сейчас как раз Сирия и Иран.

Поражает также, как в свете подобных действий немецких спецслужб «белорусские демократы» постоянно ставят правительству Беларуси «подлинную демократию» в ФРГ в пример. Если это образец демократии, то тогда она у нас уже была хорошо развита во времена Советского Союза, в котором свою национальную безопасность тоже умели защищать до появления либеральных идей о дружбе с Западом путем разрядки и перестройки.

Сергей КИЗИМА, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор политических наук

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter