Скоро в Цюрихе должны состояться выборы главы Международной федерации футбола (ФИФА)

Коррупционный сюрприз для Блаттера

Чиновники ФИФА набрали взяток на $10 млрд
Завтра в Цюрихе должны состояться выборы главы Международной федерации футбола (ФИФА). Еще вчера казалось, что победа Йозефа Блаттера в них будет изящной и безоговорочной, настолько велико влияние этого 79–летнего Мафусаила среди коллег и чиновников. Однако события, которые развернулись в столице Швейцарии в ночь со вторника на среду, заставляют призадуматься: а так ли прочно сейчас положение всесильного швейцарского функционера?



Все произошедшее живо напоминало сиквел знаменитой итальянской ленты «Спрут». Полиция Цюриха внезапно нагрянула в один из самых фешенебельных отелей города и под белы ручки с простынями на головах вывела оттуда 9 высокопоставленных чиновников ФИФА, предъявив всем (плюс пяти человекам заочно) от имени министерства юстиции США обвинения разные, но одной сути — отмывание денег, рэкет, злоупотребление должностными полномочиями и взятки.

Сенсационный и массовый арест — результат трехлетнего расследования ФБР. Агентам спецслужбы три года назад удалось поймать на крючок руководителя Конфедерации футбола Северной и Центральной Америки (КОНКАКАФ) Чарльза Блейзера. Его слабым местом стали финансовые махинации. Речь шла о 15 миллионах долларов, которые Блейзер тратил на красивую жизнь. В итоге функционер согласился доносить о делах ФИФА и стал делиться с фэбээровцами нужной им информацией. Прокуратура Швейцарии по итогам арестов тут же открыла уголовное производство по делу, связанному с выборами стран — хозяек чемпионатов мира 2018 и 2022 годов в России и Катаре. Правда, «главный мафиози» остался на свободе.

15-2015-05-27T103937Z_675065409_LR2EB5R0TLRXW_RTRMADP_3_SOCCER-FIFA-ARRESTS (ასლი).jpg

Зеппа Блаттера как только не называют: и профессором Мориарти, и папой мирового футбола. Сам он с этими сравнениями не особо спорит. Работающий в ФИФА на протяжении 40 лет и уже 17 руководящий ею, Блаттер уже давно стал считать себя кем–то гораздо большим, чем простым руководителем. Шутка ли, «семья ФИФА» насчитывает 1,6 миллиарда членов и является крупнейшей в мире. Это больше, чем население Китая или Индии. И все они заглядывают тебе в рот. Как тут не захмелеть от власти? Блаттер в последний год в выражениях не стеснялся, говоря прямо: «Я единственный человек в мире, который может выступить в любой стране и которого обязательно примет президент этой страны». Он называл футбол — новой религией, а себя — ее главным адептом и главой. И был прав.

Футбол сегодня больше, чем игра. Это деньги. Это власть. Это влияние. Это политика. Штаб–квартира ФИФА располагается в Швейцарии. Федерация зарегистрирована как некоммерческая организация и по закону освобождена от уплаты налогов. Имея при этом годовой финансовый оборот в размере более миллиарда евро. И Блаттер прочно сел на самую верхушку этой пирамиды. Его власть выглядела безграничной и выходила далеко за сферы, очерченные уставом, что рождало сравнение с католической церковью эпохи Возрождения. Еще чуть–чуть — и Блаттер, казалось, введет в ФИФА право индульгенции: за определенную плату будет снимать грехи. И это не совсем шутка, Блаттера действительно «почитали, как святого». Так, к примеру, президент федерации футбола Доминиканской Республики Осирис Гузман публично называл его «провидцем» и ставил в один ряд с Папой Римским и матерью Терезой! Впрочем, к Международной федерации в последнее десятилетие недаром прикрепилась шильда «гнезда коррупции». Здесь, кажется, была своя «индульгенция» — дарили право на проведение чемпионатов мира и прочие футбольные блага. Пока не случилось «цюрихское пленение пап».

14-2015-05-27T092019Z_817171362_LR2EB5R0PXLR7_RTRMADP_3_SOCCER-FIFA-ARRESTS (ასლი).jpg

Арестованными оказались вице–президенты исполкома ФИФА Джеффри Уэбб и Эухенио Фигередо, а также экс–президент Конфедерации футбола Северной и Центральной Америки и стран Карибского бассейна, в недавнем прошлом вице–президент ФИФА Джек Уорнер. Также «на темной скамье» оказались Эдуардо Ли, Хулио Роча, Костас Таккас, Рафаэль Эскуивель, Хосе Мария Марин, Николя Леос, Алехандро Бурзако, Аарон Дэвидсон, Уго Джинкис и Мариано Джинкис, которые имеют отношение к спортивному маркетингу, и Хосе Маргулис, который выступал в качестве посредника при, как предполагается, незаконных платежах.

Суровый накат на ФИФА начался не вчера, но форму открытой информационной войны принял сравнительно недавно, и «приурочен» он явно к выборам. Имя Блаттера все реже упоминается в преломлении к футболу как таковому и все чаще в связи с коррупцией и другими нелегальными махинациями. Незадолго до арестов на немецком телеканале ARD был показан документальный фильм «Кто продал футбол». Цель картины ясна: доказать, что ФИФА олицетворяет собой зло. Кино получилось боевым. В нем раскрывались темные и весьма хитроумные финансовые схемы организации, позволяющие проводить «мимо кассы» огромные суммы, злоупотребление властью на местах, взяточничество, воровство и мошенничество. Естественно, заострялся вопрос предоставления права на проведение чемпионатов мира 2018 и 2022 годов России и Катару и все, что с ним связано. Вывод после просмотра кадров напрашивается сам собой: дело ясное, что дело темное.

Как бы то ни было, а президент и единоличный правитель ФИФА Зепп Блаттер рассчитывает быть переизбранным на этот пост в пятый раз. Четыре года назад он пообещал покинуть свое место по истечении нынешнего срока полномочий, но сегодня об этом никто не вспоминает. Говорят, что выборы — пустая формальность. Потому что у Блаттера есть масса важных связей, руководители национальных федераций со всего мира чувствуют себя в долгу перед ним за его большие пожертвования. Инсайдеры утверждают, что все 54 национальные федерации Африки уже гарантировали Блаттеру свою поддержку. А этих голосов уже достаточно для его переизбрания. При этом информационная атака на Блаттера принесла свои плоды: опрос, проведенный международной неправительственной организацией по борьбе с коррупцией Transparency International, показал, что решение президента ФИФА Йозефа Блаттера баллотироваться на новый срок поддерживают лишь два с небольшим процента опрошенных. Большинство болельщиков хотели бы видеть у руля организации Луиша Фигу (59,1%). Михаэль ван Прааг получил 8,7%, а иорданский принц Али Аль–Хуссейн — 5,3%. Между тем Аль–Хусейн остался единственным соперником действующего главы организации. Ассошиэйтед Пресс утверждает, что накануне принц Иордании отказался от незаконного предложения по свержению Йозефа Блаттера. Сотрудники предвыборного штаба Аль–Хусейна сообщили правоохранительным органам о том, что с принцем связался неизвестный, предложивший подробную конфиденциальную информацию о незаконных финансовых операциях Блаттера, а также утверждавший, что у него есть возможность обеспечить несколько десятков голосов на предстоящих выборах (по другим данным — 47).

ФИФА в последние десятилетия активно позиционировала себя как организацию самодостаточную, не позволяющую политике вмешиваться в свои дела и дела других национальных федераций. Однако, кажется, ее руководители сами не заметили, как стали частью большой политической игры.

s_kanashyts@sb.by

Советская Белоруссия № 99 (24729). Четверг, 28 мая 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter