Корпоративный разрез фар

О надежности и технических характеристиках  новинок легкового автопрома можно спорить до бесконечности. Но это удел частных потребителей. В корпоративном сегменте зачастую более важна эмблема на решетке радиатора, чем предпочтения руководства компании

О надежности и технических характеристиках  новинок легкового автопрома можно спорить до бесконечности. Но это удел частных потребителей. В корпоративном сегменте зачастую более важна эмблема на решетке радиатора, чем предпочтения руководства компании. Особенно жесткие критерии диктуются в Европе. Некоторые топ-менеджеры в Германии любят японские автомобили, но престиж позволяет им иметь «тойоту» или «мазду» только в личном гараже. По делам службы необходимо курсировать на «мерседесе»: другой имидж партнеры могут не понять… 

В Беларуси еще не установились столь жесткие нормы делового этикета. Наоборот, период «дикого» бизнеса времен 90-х породил значительное количество капиталов с сомнительным происхождением. Владельцы денег с «серым» прошлым, наоборот, долгое время старались маскировать свои коммерческие успехи и «в люди» выезжать на весьма неприметных машинах. В истории отечественного бизнеса были случаи, когда коммерсанты — обладатели миллионных состояний сидели за рулем «девяток» или иномарок среднего класса не первой молодости. 

Впрочем, времена «маскировки» постепенно уходят в небытие, и сегодня солидному человеку выходить из потрепанной машины считается уже, как минимум, несолидным. Впрочем, анализировать корпоративный сегмент во времени и пространстве по-прежнему достаточно затруднительно. Долгое время он находился в тени. Таможенные пошлины для юридических и физических лиц значительно отличались не в пользу последних, что породило разнообразные схемы приобретения транспорта для «служебного пользования». Компании оформляли автомобили не на свой баланс, а растаможивали их через подставных «частных» потребителей. Легально на свое «имя» только единичные фирмы приобретали транспорт. 

Корпоративный сегмент отечественного авторынка стартовал по-настоящему в прошлом году, когда пошлины уравняли, а также отменили
5-процентный налог для юрлиц за регистрацию автомобиля в ГАИ. Так, за 2005 год в Беларуси было продано 4,9 тысячи новых автомобилей, а в 2006-м — уже 10,02 тысячи. Прирост составил 103,7 %, причем сегмент легковых авто прибавил 97,5 %, а коммерческих — 153,6 %. 

Одно из самых ярких отличий корпоративного сегмента от «частного» — меньшая чувствительность к цене. Это рядового автолюбителя могут испугать несколько лишних тысяч долларов в прайсе и стать поводом для выбора более приемлемой для кошелька марки и модели. Для покупателя-компании разница в 5—10 % не аргумент, чтобы отказаться от понравившейся модели. Тем не менее для «служебных целей» отечественные компании пока предпочитают приобретать недорогие автомобили, как правило, представителей среднего класса. Лидирующие позиции по популярности у корпоративных покупателей по итогам прошлого года занимают «Hyundai» и «Skoda». Успех чешского бренда аналитики рынка объясняют тем фактом, что он одним из первых начал официальные продажи в Беларуси — еще в 90-х. А приверженность марке играет большую роль в потребительских предпочтениях. Некоторые крупные компании, предприятия и ведомства уже частично или полностью перевели свои автопарки на «Skoda». Это свое­образный задел для дилера чешского автопрома. Дело в том, что модельная «разноголосица» в «фирменной» конюшне приводит к увеличению временных и финансовых издержек на ремонт и техническое обслуживание автопарка. Поэтому большинство компаний стараются сохранять единообразие в «автомобильном» вопросе. 

Для руководителей средних предприятий большое значение имеет солидный внешний вид машины. Дизайн кузова должен подчеркивать значение хозяина, успешность его бизнеса. При этом покупатели готовы поступиться внутренней отделкой и сэкономить на опционном пакете автомобилей. Особым уважением у такой категории покупателей пользуются «Mazda6», «WV-Passat», «Toyota-Aventis». 

Одного из перспективных потребителей корпоративных автомобилей участники рынка видят в предприятиях агропромышленного комплекса и организациях в райцентрах. Финансовое положение периферийных компаний и СПК в последние годы значительно улучшилось, но парк автомобилей, давно не обновлявшийся, фактически доживает последние дни. Требования тут предельно простые, но жесткие: высокий клиренс, недорогой, с длительным сроком эксплуатации и желательно с дизельным двигателем. Фактически необходимо заменить советские «газоны» на альтернативные иномарки. 

Кстати, по некоторым данным, именно благодаря устойчивому спросу «Chevy Niva» российский производитель «GM-АвтоВАЗ» занял второе место в классе «4WD» по количеству продаж в прошлом году. И это на фоне снижения интереса к классу внедорожников в среднем по рынку. Этот сегмент пытаются активно осваивать дилеры корейских автомобилей. Главные их конкуренты —более прославленные японские модели, но «корейцы» могут выиграть за счет цены: по характеристикам «RAV-4» и «KIA Sportage» вполне сопоставимы, но разница в стоимости (около 10 тысяч долларов) может сыграть решающую роль. 

Эксперты рынка отмечают: в последнее время фирмы стараются приобретать новые автомобили, отказываясь от более дешевых «товаров на колесах» на вторичном рынке. Более рационально несколько переплатить за авто «в упаковке», зато впоследствии сэкономить время и деньги на ремонте. Первостепенное значение в сегменте корпоративных автомобилей приобретает надежность. Любая, даже незначительная поломка чаще всего сильно нервирует клиентов, которые остаются без служебной машины на время ее ремонта. Пускай и по гарантии, но это, как правило, служит для директоров компаний слабым утешением. Особенно если предприятие расположено далеко от Минска. Ведь дилерские автосервисы сконцентрированы в столице. На периферии имеются авторизованные СТО, но они, в принципе, не имеют права осуществлять гарантийный ремонт, а только текущий. 

Эксперты отмечают: на корпоративном рынке займут наиболее крепкие позиции марки, дилеры которых смогут обеспечить наиболее качественный и оперативный сервис. Большое значение будут играть неценовые факторы конкуренции и персональный подход. А далеко не все отечественные продавцы автомобилей оказались готовы к стремительной динамике корпоративного сегмента. Особенно пробел ощущается по обеспечению сервиса. Даже компании, которые построили новые станции технического обслуживания с перспективой на 2—4 года, к декабрю 2006 года столкнулись с проблемой очередей на подъемники. А корпоративный клиент ждать не особенно-то и любит. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter