"На грани возможного": между титров и за кадром

Короткий фильм с дальним прицелом

Всякий, кто воочию наблюдал сдачу на краповый берет, подтвердит: энергия бойцов передается каждому зрителю. И даже щуплый обитатель офиса выходит за КПП "тридцатьдвойки" с боевитым настроем: "Всех порву!" В смысле трудового энтузиазма, конечно...


Создатели и вдохновители спецназовского кинопроекта

Впрочем, квалификационные испытания проводятся во внутренних войсках только два раза в году. Да и вовсе это не шоу, так что шанс побывать на спецназовском экзамене выпадает далеко не всем. Зато у каждого желающего есть теперь возможность в любое время посмотреть в интернете, например здесь, на сайте "Спецназа", 26-минутный короткометражный документальный фильм "На грани возможного". Снят он совсем недавно пресс-службой внутренних войск в содружестве с молодыми минскими кинематографистами. Долгожданную короткометражку уже называют мотивационным проектом. Поговаривают даже, что если к подарочному, "для своих" DVD-диску с "На грани возможного" приложить ладонь, то она превращается в кулак. Вот так!

И немудрено, ведь лента рассказывает о троих претендентах на право ношения крапового берета. "Их мотивация, подготовка и сам суровый спецназовский экзамен, проходивший в апреле этого года, раскроют для вас мир Крапового Братства, - читаю аннотацию на обложке диска с фильмом. - Предлагаем вам увидеть все собственными глазами, ощутить эмоции, адреналин, почувствовать тяжесть и боль, услышать слова разочарования и разделить вкус победы вместе с нашими героями в нелегкой схватке, в первую очередь, с самими собой".


Первые зрители

Трое главных героев документалки - двое младших командиров и офицер из 3-й отдельной бригады специального назначения внутренних войск. О себе в кадре рассказывает срочник - заместитель командира 2-го взвода 4-й роты специального назначения сержант Андрей Ходаковский. Несупермен, обычный парень, который любит спорт и гордится службой в спецназе. Замкомандира роты специального назначения обеспечения специальных операций в/ч 3214 старший лейтенант Илья Кудрин - военный в четвертом поколении. А еще кинокамера следит за командиром 2-го отделения 3-го взвода 1-й роты специального назначения Евгением Куницким. "Мой отец один из первых обладателей крапового берета", - после этих слов младшего сержанта сверяюсь с хроникой квалификационных испытаний. Оказывается, старшина Андрей Куницкий сдал на берет в мае 1993-го в числе легендарных 30 первопроходцев белорусского Крапового Братства. Среди них, напомню, были лейтенант Андрей Втюрин (ныне заместитель госсекретаря Совета Безопасности), капитан Юрий Караев (сейчас - заместитель министра внутренних дел - командующий внутренними войсками), старший лейтенант Андрей Дудкин (командует в/ч 3214 и возглавляет Совет Краповых Беретов), старший лейтенант, кавалер ордена Мужества Виктор Палей, другие авторитетные "краповики".

У каждого из героев документальной ленты - своя история, своя философия. Коротко, но по существу парни говорят простые, но важные слова. Не стану отнимать хлеб у создателей фильма, цитируя претендентов. Пусть зрители сами все увидят и услышат, сопереживая сержантам и офицеру. А вот слова командира 2-го батальона специального назначения в/ч 3214 майора Андрея Есиса, который комментирует этапы спецназовского экзамена, на мой взгляд, достойны тиражирования в любом формате: "Военнослужащие работать должны на грани. И, если такая необходимость будет, жертвовать собой... А в данный момент экзамен на право ношения крапового берета - не что иное, как проверка военнослужащим своих способностей в мирное время реализовать себя... Это не заоблачная какая-то цель. Все вполне возможно. Потому как есть хорошая фраза, к которой они должны стараться стремиться: "Там, где заканчиваются силы - начинается свой характер".

Кто же из трех героев завоюет заветный краповый берет? Интрига в фильме "На грани возможного" сохраняется до последних минут.


Дмитрий Павличенко

...Премьера документальной ленты на широком экране состоялась в просторном зале клуба в/ч 3214. Первые зрители - военнослужащие бригады спецназа, курсанты факультета внутренних войск Военной академии - аплодировали съемочной группе стоя. А председатель Совета Белорусской Ассоциации ветеранов подразделений специального назначения войск МВД "Честь" полковник запаса Дмитрий Павличенко вручил автору сценария, руководителю пресс-службы ВВ подполковнику Владимиру Порхомцеву медаль "За заслуги перед спецназом".

Казалось бы, Дмитрия Валерьевича, при непосредственном содействии и активном участии которого была снята и 4-серийная художественная лента "Краповый берет", и 8 документальных картин о бригаде спецназа и СОБРе, ничем не удивишь. Но знаменитый комбриг после премьеры эмоций не скрывал: "Фильм - впечатляющий! Все в нем доходчиво рассказано словами простых солдат, офицеров, сержантов, а сдача показана их глазами. Это и хорошее методическое пособие для начинающего спецназовца, и хороший материал для военно-патриотического воспитания молодежи. Думаю, нужно рекомендовать фильм для показа на ТВ. Он заслуживает того. Не кустарщина! Хочется поблагодарить всю съемочную группу. И подкинуть ей идею - может быть, следующий фильм посвятить традициям спецназа. Включить туда наши учения, занятия, соревнования, какие-то торжественные моменты. В том числе сдачу на краповый берет".


Хазалбек Атабеков

Первый заместитель начальника оперативной и боевой подготовки Главного управления командующего внутренними войсками, командовавший бригадой спецназа в 2009 - 2012 годах полковник Хазалбек Атабеков увидел в документальных кадрах подтверждение многим своим наблюдениям: "Проходит время. Но желающих сдавать на краповый берет не становится меньше. "Краповики" - это не "крутые Уокеры", рейнджеры, а обычные люди. На сдаче где-то кому-то больше повезло. Есть люди, которые сдавали на берет только на четвертый раз. Когда вижу прапорщика Побелёнца, я с ним здороваюсь двумя руками, потому что человек в зрелом возрасте сдавал на краповый берет и в итоге сдал. Таких людей стоит уважать. Как сказал Дмитрий Валерьевич, фильм "На грани возможного" может претендовать на статус методического пособия. Простым, доходчивым языком рассказывает, что это такое - сдача на краповый берет. И "краповики" могут фильм как визитную карточку свою всем показывать".


Владимир Порхомцев

О том, что осталось за кадром, нам рассказывали участники творческой группы.

"Герои у нас подобрались почти случайно, - не скрывает автор сценария подполковник Владимир Порхомцев. - Илью Кудрина хорошо знаю. Он позитивный, адекватный, инициативный офицер. Сразу же вызвался помочь нам в съемках. А военнослужащих срочной службы нам порекомендовали. Съемки фильма начинались практически стихийно. Вначале к нам на помощь пришел оператор Гоша Бизюк, призванный на срочную военную службу в в/ч 3214. Именно его live-камера сопровождала бойцов в моменты марш-бросков. Это был первый в жизни молодого солдата марш-бросок на такое расстояние. Я вообще сомневался, что Георгий добежит. Добежал! Ему - отдельное спасибо. Интервью с героями тоже записывались с помощью рядового Бизюка. Кусок работы проделал огромнейший!"


Георгий Бизюк

"Впервые я узнал о бригаде спецназа, когда вместе с режиссером Сергеем Лебедевым мы снимали ролик о СОБРе. Мне говорили: "Приходи сюда служить". Тогда не мог себе такого представить. Но судьба сложилась, что оказался здесь. Чему очень рад. Съемки короткометражки "На грани возможного" начались внезапно. Когда находился в оцеплении на стрельбище, меня по рации вызвал командир батальона Андрей Есис. Меня посадили в МАЗ и быстро завезли в учебный центр "Воловщина". Там посреди казармы лежали мои кроссовки. И стоял сержант - обладатель крапового берета. Мне дали примерно минус две секунды, чтобы одеться... Бежали марш и с меня по ходу движения снимали экипировку, одежду. И это было забавно. Вообще поучаствовать в съемках было довольно интересно. Как военнослужащий внутренних войск я чувствовал свой долг: вложить частичку себя в этот фильм. И очень рад, что мне представилась такая возможность. Во время марша видишь живые эмоции, то, как какие-то ребята сдаются. Были ребята, которым бежать еще километров пять, но они уже падают. Потом смотришь: нет, все в порядке - они еще стреляют. Потом им вручают краповый берет. Понимаешь: действительно идет работа на грани. Люди переступают через самих себя. И краповый берет достойны носить самые лучшие из нас".


Сергей Лебедев

Режиссер короткометражной ленты Сергей Лебедев уверен, что без операторов фильм бы не состоялся: "Главные герои - не актеры. События - в режиме реального времени. Контролировать я никого не мог. Нельзя было взять и всех поставить: ты снимаешь то, ты то. Но операторы смогли выловить из этого огромного количества пытающихся сдать на берет ребят того, кто спасовал. Кто-то не смог. Кто-то отказался бежать. В общем, моменты, которые характерны для кино. К сожалению, на телевидении таким деталям редко уделяется внимание".

Операторы, в свою очередь, адресуют комплименты режиссеру и сценаристу - за то, что смогли перелопатить 16-часовой съемочный материал и кропотливым монтажом выделить, структурировать самое важное и эффектное. О своей же работе ребята говорят: на мой взгляд, скуповато.


Денис Островский


"Какой мой любимый кадр? - Денис Островский задумывается над вопросом и немного тянет с ответом. - А его нет. Точнее, их много. Каждый взгляд, движение руки, автомата, когда вставляется в пистолет обойма... Каждый кадр занимает свое место. И из этого получается хороший фильм. Мне понравилось. Но есть ошибки. Без этого никак. Надо работать дальше".

"Мне как девушке было вдвойне интересно побывать на сдаче на краповый берет. Я даже не представляла, насколько все там жестоко и тяжело. И еще этот огромный вес, который солдаты тащат на себе! - шокирована Алиса Селищева, которая сама, не жалуясь, работала с 16-килограммовой камерой slow-motion, создающей эффект замедленного действия. - Мне понравилось то, как ребята друг другу помогают. Кто-то падает, но сплоченность выручает. Все-таки я не сторонник войны, оружия. А тут смотришь - действительно хорошее дело, которое объединяет! Но в конце, когда они все дерутся, смотреть тяжело. И меня, конечно, сломил последний этап этот кровавый... Заревела в конце. Меня отправили домой".


Алиса Селищева

Стас Михальчук тоже не служил в армии. Поэтому и взгляд у него такой же свежий, незамыленный: "Последний этап - не для слабонервных. Самый эмоциональный. Люди из последних сил бегут, целый день их изнуряют, они уже на пределе. Видно, что пытаются из последних сил стоять. У кого-то от сильного удара глаза в разные стороны, он уже не держится на ногах. Но у него есть сила духа. Он просит, чтобы дали дальше участвовать. Бывает, минуты или даже 10 секунд не хватает человеку до получения крапового берета. Особенно драматизм момента ощущаешь, когда снимаешь. Еще есть моменты, когда автомат не выстреливает. Человек прошел, выдержал, казалось бы, сделал все возможное, но осечка - и все. Это жизнь! Тем и интересна любая репортажная съемка. Здесь нет постановки. Ты снимаешь все как есть на самом деле: как преодолевают полосу препятствий, как спотыкаются. Пытаешься предугадать, но сложно. А Сергей - молодец, мне нравится его подход. Он пытается выделить определенные детали. Скомпоновать их, чтобы все действие выстроилось в логической последовательности".


Стас Михальчук

Одна из изюминок короткометражки - жесткий и насыщенный энергетикой музыкальный ряд. Саундтрек к "На грани возможного" советую слушать в наушниках во время кросса. И тогда трудные километры пролетят незаметно.

"Использована музыка, которая находится в интернете в свободном доступе. Конечно же, это в основном композиции зарубежных авторов, - объясняет режиссер Сергей Лебедев. - Киношная музыка очень сильно отличается от так называемой музыки для настроения. И пока западные коллеги больше преуспели в создании треков, которые заставляют зрителя, грубо говоря, кататься на "американских горках". И это создает ритм. Под него можно создавать кино и вообще монтировать фильм. Еще в академии искусств нам рассказывали, что кино само по себе как аттракцион. И когда зритель "катается на горках", то интерес его может держаться долго. Поэтому композиции использовались с таким расчетом, чтобы на одних моментах делать звуковой акцент, на других создать некую атмосферу".

...Итак, фильм пошел в народ. Его еще не одну сотню раз перепостят в соцсетях. И посыплется град "лайков". Восторженных комментариев. Однако, без сомнения, найдутся доморощенные критики, которых хлебом не корми - дай только повод обругать чужой труд. Сергей Лебедев ставит таким персонажам точный диагноз: "Это - тролли. Их предназначение троллить. Они вечно будут ныть. Полетим в космос - будут ныть. Создадим великолепное произведение искусства - будут ныть. Люди, которые всем и вся недовольны. Поэтому отвечать им - себе дороже. Зачем на них тратить время? Нужно просто делать дальше свое дело и не опускаться до их уровня".

Собственно, весь фильм "На грани возможного" об антиподах диванных экспертов, ничего тяжелее стаканчика с кофе никогда не поднимавших. Кажется, всего-то 26 минут, но сказано добротным киноязыком гораздо больше, чем в ином 100-серийном телесериале - пустом, как глаза очередной жертвы гламура.

Есть, конечно, в коротком метре и некая недосказанность. Однако она заставляет задуматься, подталкивает к размышлениям. Командир бригады спецназа, председатель Совета Краповых Беретов полковник Андрей Дудкин сказал в конце фильма так: "Тот, кто сдает со второго, третьего, а то и с пятого раза, - это человек с серьезным намерением. С серьезной закалкой. Почему? Потому что, дабы экзамен этот сдавать повторно, когда ты сошел на третьем или четвертом этапе, надо иметь очень серьезную психологическую закалку. И сказать, что я понимаю этих людей? Я скажу, что я не понимаю этих людей. Потому что я сдал с первого раза. И, чтобы понять их, надо просто сдавать или с третьего или с четвертого, пятого раза. Я думаю, что они будут лучше меня. Лучше тех, кто сдавал с первого раза, кто не почувствовал горечь проигрыша, кто не поднялся с колен и потом не пошел вперед".

Так что продолжение следует!

Андрей ДЕМЕНТЬЕВСКИЙ.

Фото Александра СТАДУБА и пресс-службы внутренних войск.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter