Короли и мода

О виртуозном мастерстве танцоров «Хорошек» сказано немало...

Описывать очередной феерический концерт «Хорошек» — затея не самая оригинальная. Восторженная реакция публики предсказуема на протяжении 30 с лишним лет. О виртуозном мастерстве танцоров «Хорошек» сказано немало. Затертый совет, что это стоит хотя бы однажды увидеть, по–прежнему остается лучшим, что можно сказать в их адрес. И все же выступление прославленного коллектива в Бресте, откуда он вернулся на днях, стало отдельным событием. Ведь с проектом «Беларусь — это мы» давняя мечта создательницы «Хорошек» Валентины Гаевой показать театрализованную программу «Полоцкая тетрадь» во всех областях наконец–то может воплотиться в реальность. В свое время эта программа революционным образом перевернула бытовавшие до сих пор представления о национальном костюме. Однако многим из нас еще только предстоит совершить свои открытия — свою «Полоцкую тетрадь» «Хорошки» презентовали пока только в Минске.


20 лет назад, когда Валентина Гаевая задумала поставить спектакль на музыку из знаменитой «Полоцкой тетради» — нотной рукописи, созданной 400 лет назад, — под национальным костюмом белорусов подразумевались лишь традиционные льняные одеяния, украшенные вышивкой. Несмотря на то что в архивах и музеях сохранилось множество доказательств того, что мы издревле ходили не только в лаптях. И хотя у тогдашнего министра культуры идея продемонстрировать это со сцены поддержки не вызвала, «Хорошки» занялись скрупулезным изучением старинных надгробий и портретов из коллекций Радзивиллов, Огиньских, Завишей, Сапегов и других известных родов. Чтобы восстановить историческую справедливость, в конце концов...


Однако первые восторженные аплодисменты их исторический балет «Полоцкая тетрадь» сорвал за рубежом. Дома к новому облику привыкли не сразу...


Год назад, когда «Хорошки» демонстрировали свою коллекцию исторических костюмов в Национальном художественном музее, казалось, уже никто не ставит под сомнение факт того, что наша культура гораздо старше и богаче, чем утверждалось в советских учебниках истории. Еще можно понять, когда такая выставка становится потрясением для питерской публики (и местной прессы заодно). Наша экспозиция в Музее истории и этнографии в Санкт–Петербурге и сейчас остается самой скромной из всех представленных (с тех самых пор, как была сформирована в 60–е годы прошлого века в соответствии с представлениями о национальной культуре Белорусской Советской Социалистической Республики). Но и у нас все еще мало кому известно, что в XVI веке шляхтичи были первыми модниками в Европе!


— Три года назад я участвовал в международной конференции с докладом о костюмах белорусской шляхты XVI века, — вспоминает художник «Хорошек» Юрий Пискун. — Там у нас завязалась дискуссия с одной пани из Кракова, исследовавшей польский костюм XVII века. «Мы вам дали все! — безапелляционно заявила коллега. — А что дали нам вы?» «А мы, — парировал я, — дали вам королей и моду!»


Когда вся Европа ходила наглухо застегнутой в темные испанские костюмы, при дворе молодого королевича Жигимонта Августа в Вильно наряжались в парчу и бархат, восхищая яркостью одеяний заезжих гостей. Классические для шляхетского костюма откидные рукава, например, впервые стали носить на наших землях... А пышные платья первых российских балерин копировались с нарядов артисток шкловского придворного театра графа Зорича. К слову, у «Хорошек» есть номер, воссоздающий первые балетные спектакли в Беларуси, правда, видели пока его далеко не все...


— Как это ни парадоксально, гораздо больше мы знаем сегодня о древнегреческой, египетской моде, даже о древнешумерских костюмах информацию найти проще, нежели о славянских, — сетует Алексей Гаевой, в тандеме с Юрием Пискуном создающий «Хорошкам» костюмы и репутацию законодателей сценической моды. В свое время именно «Хорошки» первыми адаптировали сдержанный крой белорусских народных костюмов к своим зажигательным танцам. Последователей у них сегодня сотни... Возможно, и теперь вслед за коллективом Валентины Гаевой кто–то обнаружит, что исторический белорусский костюм вполне уместно выглядит не на одной лишь театральной сцене и не обязательно является униформой завсегдатаев рыцарских турниров и музыкантов, исполняющих старинную музыку...


* * *


Впрочем, у студентов Юрия Пискуна, преподающего в Белорусской академии искусств, тема исторического костюма сейчас одна из самых популярных. Да и наши модельеры все охотнее ищут вдохновения в глубине веков, адаптируя к современному ритму жизни уже не только мотивы крестьянских вышивок. Например, студентка Института современных знаний Яважина Миклашевич создала себе имя у наших модников как раз своей творческой интерпретацией светского костюма белорусов прошлых эпох. На прошлогодней «Мельнице моды» ее коллекция «Вояжеры» с вполне узнаваемыми элементами нарядов щеголей со старых белорусских гравюр была отмечена как одна из самых любопытных. Причем, как после рассказывала сама Яважина, многие вещи из этой коллекции ей пришлось одолжить для показа у своих клиентов, первыми оценивших, что и в нашей суматошной жизни все это будет носиться... В конце прошлого года «Вояжеров» наградили еще и на международном конкурсе молодых дизайнеров «Экзерсис» в Москве. Определенно, осмыслить белорусский исторический костюм по–новому всем еще только предстоит...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter