Короли эпатажа

Книжный навигатор

Уладзiмiр Лiхадзедаў. Юльюш Славацкi. Мiнск, «Тэхналогiя», 2009.


Наша история рождалась на перекрестьях культур... Неудивительно, что таланты нашей земли щедро розданы соседям, о многих событиях, которые происходили в Беларуси, мы имеем самое смутное представление, считая их частью чужой истории. Поэт Юлиуш Словацкий — классик польской литературы. Однако он объездил и исходил всю нашу страну, здесь жили его друзья, здесь он слушал народные сказания и песни, любовался пейзажами... И произведения его рассказывают о нашей истории. Книга лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира Лиходедова позволяет увидеть ту Беларусь, которую видел Юлиуш Словацкий в XIX веке. На старых открытках и фотографиях — местечки и усадьбы, руины замков и старые беседки, портреты родственников и друзей поэта, сцены из спектаклей по пьесам Словацкого и иллюстрации к его поэмам. Безусловно, подарком для всех любителей литературы станет помещенный в книге перевод поэмы Юлиуша Словацкого «Миндовг». Впервые пьеса, в которой в духе романтизма описываются кровавые события отечественной истории, зазвучала на белорусском языке благодаря поэту Сергею Минскевичу. Но в стихах к выходу книги удалось перевести только первое действие. Остальные четыре пересказываются прозой, так что работы еще хватит. Ведь личности, подобные Юлиушу Словацкому, и поэмы, подобные «Миндовгу», — это масштаб мировой литературы.


Сальвадор Дали. Дневник одного гения. Санкт–Петербург, Домино, Москва, Эксмо, 2009.


Ну что сказать о художественных достоинствах этой книги, если разговор о них и не предполагался? Великий самопиарщик Дали создавал свой псевдодневник, чтобы читатель возмущался его нарциссизмом, смущался его проектами и оценками. Насчет «срывания покрова с сокровенных тайн» и «предельной искренности», декларируемых в аннотациях к книге, я все же не советовала бы брать это на веру. Дали откровенен не более чем нынешние звезды в блогах. Если он описывает свои фекалии, то единственно, чтобы вас эпатировать. «Эта книга призвана доказать, что повседневная жизнь гения, его сон и пищеварение, его экстазы, ногти и простуды, его жизнь и смерть в корне отличаются от всего, что происходит с остальной частью рода человеческого», — заявляет Дали. Только Веласкесу и Рафаэлю он снисходительно позволяет занять место рядом с собой. Многочисленные описываемые прожекты автора вполне в духе его сюрреалистических картин — от берега, усеянного слоновьими черепами, до уморенного голодом льва в окружении зеркал, отражающих уставленные едой столы. Андре Бретон, автор «Манифеста сюрреализма», сравнивал сюрреализм с беспорядочной стрельбой в толпу. Разумеется, Сальвадор не прогадал — поток читателей «Дневника одного гения» не иссякает уже много лет. Так же, как продавались на ура его литографии, полученные оригинальным способом: Дали стрелял в камни из ружья, заряженного краской.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter