Короли двора

Давно не исполняя своих прямых автомобильных обязанностей — ездить и возить, — дряхлые машины мешают жить людям.
Давно не исполняя своих прямых автомобильных обязанностей — ездить и возить, — дряхлые машины мешают жить людям.

Мы дожили до времен, когда слово «автомобиль» сладостно отзывается в душе почти каждого: машина есть в большинстве семей. Но, слава Богу, что «почти». Иначе, будь машина в каждой семье, возле нашего 240–квартирного дома должно быть две сотни машино–мест. Но их лишь пару десятков. А рядом теснятся такие же дома постройки 60–х годов. Когда проезды между ними были рассчитаны лишь на редкий визит «скорой» или такси, а в стоянках вовсе нужды не было. Сейчас возвращение домой для множества горожан превращается в ежедневный виртуозный аттракцион «ну–ка, уместись». Сражение идет даже не за метры — за сантиметры парковочной площади. Если задержался на работе, то машину возле подъезда уже не поставишь.

В статье «Экстрим нашего двора», опубликованной в прошлом году, фигурировал «колченогий» джип. Несколько лет он, недвижимый, ржавел на одном месте, а последних полгода — и вовсе на трех колесах и хилой подпорке, грозя рухнуть и кого–нибудь придавить. После статьи стараниями ЖЭСа джип в целях безопасности вывезли со двора, но недалеко. Еще полгода он сиротливо стоял на подпорке возле платной автостоянки. А теперь старичок–ISUZU... вновь ездит: ожил и даже помолодел.

Но во дворе осталось несколько других машин, которым уже «не светит» двинуться своими силами — только «на носилках», на эвакуаторе. «Королями двора» я называю не дорогие новые машины, которых все больше, а этих безнадежных «калек». Машина рождена, чтобы ездить и возить, а эти стоят годами. На спущенных колесах, с выбитыми фарами и стеклами, иногда с вывороченными внутренностями. Не исполняя своих прямых автомобильных обязанностей, они мешают жить другим. И это не тот случай, когда к старости следует проявлять уважение. Машины–«инвалиды» занимают драгоценное место, мешают дворникам убирать территорию и вообще сильно портят ландшафт.

Я специально объехал кварталы многоэтажных застроек в разных районах Минска — везде картина одна. В каждом дворе можно насчитать несколько безнадежных экземпляров. Как правило, это «жигуленки», «Москвичи» и «Запорожцы» советского производства, но уже попадаются иномарки. В совокупности по городу их многие тысячи. Конечно, претензии следует предъявлять не машинам, а их владельцам, но... Любезнейшая Ольга Прутик, совмещающая должности главного инженера и директора ЖЭС–29, разъяснила мне, что какого–то четкого документа, регламентирующего предъявление этих претензий, не существует. Поэтому даже с эвакуацией злополучного джипа ISUZU мороки было немало. Хорошо, что отсутствие колеса было зафиксировано на снимке. А если бы владелец машины обвинил в краже колеса тех, кто ее эвакуировал?.. А если бы заявил, к примеру, что руль был инкрустирован драгоценными камнями?..

Да, ржавеющий во дворе «Москвич» остается чьей–то собственностью. Неприкосновенной! Наши люди в большинстве своем еще не настолько богаты, чтобы бросать машину на автосвалке. От продажи хотя бы генератора (лобового стекла, капота, двигателя...) того же «Москвича» можно что–то выручить. Вот хозяин и хранит «добро». Но здесь право личной собственности вступает в очевидное противоречие с общественными интересами. Как его разрешить?

Даже приличной автосвалки в Минске нет. Есть, увы, множество безобразных мини–свалок. Расположенных, как правило, вблизи коллективных гаражей и автомастерских. Но речь идет об автосвалке как цивилизованном предприятии — с продуманным механизмом приемки, хранения и утилизации старых машин.

Я позвонил в приемную Минжилкомхоза и задал наивный вопрос: кто в министерстве отвечает за автомобильные свалки? Последовал встречный: а разве это наше дело?

Тогда чье же: ГАИ, «Вторчермета», частных инвесторов? Вопросы остаются открытыми. Один из них: кто кому должен платить? Владелец машины автостарьевщику — за утилизацию? Или старьевщик владельцу — за годные к реализации запчасти? Отсюда еще вопрос: будет предприятие прибыльным или дотационным для коммунального бюджета? Думать над этим, очевидно, надо уже сейчас. Тем более что мировой опыт имеется, и нам этого пути не избежать.

Фото автора.

На снимке: «короли двора» в столичном микрорайоне.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter