Королева на диете

«Формула-1» переходит на хлеб и воду

«Формула-1» переходит на хлеб и воду


Гигантские суммы, которые ежегодно исчезали под капотами гоночных монстров, уже давно стали излюбленной темой для обсуждений. Шутка ли: еще год назад бюджет заштатного аутсайдера не самого популярного авточемпионата вполне мог оказаться сравнимым с финансовыми возможностями всех выступающих в белорусском футбольном первенстве клубов. Не говоря уже о «Формуле–1», где один только годовой контракт Михаэля Шумахера легко брал планку в десяток миллионов долларов. Сейчас ситуация такова, что поясок придется затянуть потуже. Стартующий в воскресенье юбилейный, 60–й чемпионат мира в «Формуле–1» пройдет в режиме жесткой экономии.


Первый звоночек, больше напоминавший колокольный звон, прозвенел еще в декабре, когда из–за проблем у японского автостроительного гиганта «Хонда» приказала долго жить выступавшая в чемпионате одноименная команда. Денег на ее спасение не нашлось ни у одного из потенциальных покупателей, среди которых называлось немало крупных бизнесменов и даже... сам Михаэль Шумахер. Лишь в последний момент необходимые 120 миллионов фунтов отжалел бывший руководитель, а ныне владелец созданной на базе «Хонды» команды «Браун ГП» Росс Браун. Это, к слову, тоже показательный момент, потому как, по меткому замечанию одного из экономистов финансового подразделения «Рено», «недалек тот день, когда главными спонсорами «Большого цирка» станут... сами пилоты, поскольку «Ф–1» будет существовать исключительно на взносы от суперлицензий». Шутка, в которой большая доля правды.


В группе риска команда «Рено» значится в лидерах. Ни достаточно высокие результаты пилотов, ни менеджерский гений Флавио Бриаторе не могут являться гарантией на фоне спонсорских отказов. В конце декабря о банкротстве объявила компания–моторист «Мекакром», следом за ней отвалились еще несколько спонсоров помельче. Но главный удар нанесла голландская финансовая компания ING. Титульный спонсор и гарант благополучия команды заявил о расторжении контракта по окончании нынешнего сезона. Следствием стали многочисленные увольнения и сокращения отдела аэродинамики и тестовой команды. «Под нож» попал и лидер команды — испанский экс–чемпион мира Фернандо Алонсо, зарплатная ведомость которого уменьшилась с 13 до 8,5 миллиона евро в год. И продолжение, говорят, следует.


Впрочем, «избавление от лишнего жира» в последнее время стало в «Формуле–1» едва ли не признаком хорошего тона. «Филипс», «Браун», «Панасоник»... Факсы и письма с отказами от затратной части рекламного бюджета из офисов мировых производителей приходят с пугающей регулярностью, а в кулуарах все чаще говорят, что судьбу «Хонды» может повторить и еще один японский автогигант — «Тойота».


Выход из невеселой ситуации может быть только один — тотальная экономия и удешевление. Первые шаги в этом направлении уже делаются. Юбилейный сезон начинается технической революцией. Для начала было введено ограничение на количество испытаний (говорят, что одна только эта мера позволила сократить расходную часть командных бюджетов на 30 процентов!), регламентировано количество двигателей, которые по ходу чемпионата могут использовать команды (8 штук на весь сезон).


Однако у многих специалистов принимаемые меры вызывают лишь скептические улыбки. Ведь экономить в «Формуле» пытаются уже не первый год, и все безуспешно. Несмотря на все усилия и регламенты, затраты команд в прошлом году как минимум не уменьшились, а учитывая затраты на переподготовку болидов и приведение их в соответствие новым требованиям, потраченные суммы станут еще больше. Добавьте сюда серьезные проблемы у организаторов гонок (трудности с продажами билетов испытывают даже в Монако!) — и вы сами сможете дать ответ на вопрос, почему даже сами функционеры ФИА не берутся предположить, каким будет завтра «Формулы–1» и каких еще революционно–экономических мер стоит ждать поклонникам гонок.


На чем еще можно сэкономить?


Аэродинамика. Подведение аэродинамических элементов под единый, еще более жесткий, чем в сезоне–2009, стандарт позволит уменьшить расходы команд на разработку, не сказавшись при этом на технической индивидуальности машин и зрелищности гонок. Предположительная экономия — 100 миллионов долларов.


Двигатели. Самый радикальный шаг, на который может пойти Международная федерация автоспорта, — введение единого мотора. Выгода очевидна. Осталось уговорить команды пойти на этот во многом политический шаг. Возможная экономия — 45 — 50 миллионов долларов.


Коробки передаЧ. Отличия в трансмиссии болидов не столь значительны, как в моторах. Поэтому и экономия здесь ожидается не столь существенная. Но лишний миллион–другой, выигранный на унификации отдельных компонентов, в условиях кризиса не помешает никому. Возможная экономия — 16 миллионов долларов.


Тормоза. Принцип тот же — унификация. Возможная экономия — 2 — 5 миллионов долларов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter