Король и его свита

Ростислав Янковский подводит итоги «Лiстапада»
Ростислав Янковский подводит итоги «Лiстапада»

Завершился XIV Минский международный кинофестиваль «Лiстапад–2007». Приз Президента «За гуманизм и духовность в кино» получил режиссер фильма «Тайный солнечный свет» Ли Чан–дон из Южной Кореи. «Золото» «Лiстапада–2007» и наивысший зрительский балл получил главный кинохит сезона — немецкая картина «Жизнь других». Белорусско–российская картина «Враги» Марии Можар был премирован специальным дипломом «За верность традициям и стремление нового решения темы Великой Отечественной войны» и специальным призом Постоянного комитета Союзного государства.

Это официальные итоги. Но что стоит за этими награждениями, каковы будущее «Лiстапада» и болевые точки современного кино? Об этом мы поговорили с бессменным председателем фестиваля, народным артистом СССР Ростиславом Ивановичем Янковским.

— К сожалению, на фестивале в этом году, на мой взгляд, мы показали не лучшие белорусские картины. К показу не были готовы совместные белорусско–российские ленты Геннадия Полоки «Око за око» и Александра Франскевича «Июнь». Это крепкий кинематограф с сильными актерскими работами. Конечно, сейчас у нас выпускается больше картин по сравнению с недавним временем, но нужны мастера. Ма–сте–ра! От этого никуда не денешься. Последним был Пташук. После его фильма «В августе сорок четвертого...» мы как–то, образно говоря, «закруглились»... Правда, была еще неплохая картина Сергея Сычева «Я помню». Она получила на одном из наших фестивалей «серебро».

В любом случае, по моим ощущениям, в этом году у жюри игрового конкурса и его председателя режиссера Дмитрия Месхиева была большая и трудная задача. Они смотрели по четыре картины в день, но благо справились.

— А близок ли вам, например, экзотический южнокорейский кинематограф, который так популярен в мире?

— Я первый раз смотрел кино из Южной Кореи. «Тайный солнечный свет» — это фильм с блистательным исполнением главной женской роли. Я даже не понимаю, как актриса ее сделала. Мне очень понравился наш победитель — кинофильм «Жизнь других», впрочем, он вообще имеет «Оскара». Чешская картина «Я обслуживал английского короля» — прелестный фильм. Правда, «Сваны» оказались не лучшей картиной. Но все мы помним великий грузинский кинематограф, и я верю, что в Грузии остались кинематографические традиции.

— Показалось, что в конкурсных фильмах стало меньше криминала. Это так?

— Слава тебе Господи! Мы уже одурели от криминальных сериалов. По их количеству наверняка перегнали Латинскую Америку. Но там хотя бы все вокруг человека: любовь, ненависть, разрыв, семья. Для них это психотерапия. А у нас обязательно убийство, взрывы! Может, я не прав, но зритель стал привыкать к преступлению на экране. Даже дети. Это страшно. Любой сериал начинается с того, что кто–то погиб, произошла авария или катастрофа.

Я рад, что большинство конкурсных работ оказались гуманными картинами. Не значит, что в них не было напряжения, конфликта, драматического развития. Нет. Но я глубоко убежден, что герой обязательно должен выживать и ощущать себя полноценным человеком. Мы сейчас редко вспоминаем Максима Горького, но он правильные вещи говорил устами Сатина: «Человек — это звучит гордо», «Человек рожден для счастья, как птица для полета».

Я радовался, как ребенок, когда узнал, что решение профессионального жюри совпало с мнением зрителей. Зрительские симпатии — это, конечно, один из главных призов на фестивале. Но если говорить, что зритель всегда прав, честно говоря, это будем заигрыванием. Есть разные зрительские вкусы и разные взгляды. Так можно и опуститься до подыгрывания. Все–таки профессиональный взгляд и профессиональное жюри на фестивале — важно. Хотя был счастлив, что выводы по главной картине были единодушны. Примерно 39 тысяч зрителей посетило фестивальные показы за 7 дней в столице и еще 40 тысяч — по областям. Значит, публика отозвалась? Значит, нужны серьезные работы?

— Любой фестиваль — это прежде всего звезды. Они не обошли нас вниманием в этом году?

— К нам проявили большой интерес. Другое дело, что иногда пригласить на фестиваль суперзвезду, которая очень занята, не так–то просто. Я на некоторых даже обиделся в этом году. В частности, на Богдана Ступку. Когда проходил Международный театральный фестиваль «Панорама», он обещал, что приедет на фестиваль, но не приехал. Очень ждал Сергея Безрукова. Приехал его отец Виталий. Сказал, что Сергей прислал его в Минск с извинениями — бесконечные съемки. Но я же договаривался с ним три месяца назад! Я понимаю, что все сложно: деньги, съемки, режим, график. Но если у меня предстоит мероприятие и я даю слово, что приеду, день или два обязательно нахожу при любых обстоятельствах.

— По старинке мы, видимо, все еще рассчитываем на чувство товарищества со стороны российских коллег.

— Да, сейчас оно, к сожалению, уходит. Все большую роль играют деловые отношения, над всем преобладает холодный продюсерский расчет. Людям надо зарабатывать. Я знаю ситуацию по России и Москве: звезды получают огромные деньги за один съемочный день. Это у нас еще по–другому и то... Актеры–то у нас неплохие. Другое дело, что и режиссура должна быть хорошей.

— Ростислав Иванович, фестиваль с каждым годом все больше внимания уделяет документальному кино...

— В этом году как никогда у нас был сильный документальный конкурс. А наш детский «Лiстападзiк» отметил 9–летие! Теперь есть задумка — пока она еще, правда, висит в воздухе — премировать и сериалы. Но не ширпотреб, а настоящие, которые снимаются по законам кинематографа. Такие, как «Доктор Живаго», «Штрафбат», «В круге первом».

— Желаем «Лiстападу» плодотворного продолжения в следующем году.

— Спасибо.

Фото Юлии ПОПОВОЙ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter