Коробочка с секретом

О настойчивости и целеустремленности

Недавно «СБ» опубликовала короткую информацию под заголовком «Идущий без страховки». Сообщалось (и подтверждалось фотоснимком), как 46–летний швейцарский канатоходец прошел над ущельем: на высоте 3 километров, без страховки! Говорилось, что он двигался «по проводу, по которому курсирует фуникулер». Насчет провода — это явная неточность. По проводу идет электрический ток, а фуникулеры двигаются по канатам. Промышленным канатам. Это толстые металлические тросы, сплетенные из сотен тоненьких проволочек. По ним и шествовал канатоходец, стремясь в Книгу рекордов Гиннесса.


Итак, о канатах. Что, по–вашему, объединяет расположенные на разных континентах Австралию и Канаду, Китай и Бразилию? Что общего между Римом, Парижем и... Солигорском? Все эти страны и города (и множество других) регулярно посещает мой московский друг. В пригородах Парижа, например, он практикуется в художественной фотографии. А в Риме у него есть любимые кафе. Представьте, сколь часто надо летать в итальянскую столицу, чтобы иметь в ней любимые кафе!


Он не плейбой, не бездельник, как может показаться. Эти города и страны он посещает исключительно по делу. Месяц назад он работал в Чили, сегодня улетел на юг Франции, потом может оказаться в Сибири. Он бывает именно там, где работают промышленные канаты. Которые с одинаковым успехом перемещают и горнолыжников на альпийских склонах, и вагонетки с породой — на рудниках Аргентины и Канады. Или, скажем, шахтные клети в Солигорске или Донбассе.


Зачем это нужно моему приятелю? Это нужно скорее промышленным канатам. Точнее, тем, кто их эксплуатирует. Канаты, повторю, туго сплетены, скручены из сотен тонких проволочек. А если некоторые из них имеют дефекты? Если износились от нагрузки и времени и грозят порваться?.. Когда дефект в толщине каната, его невозможно визуально определить. Длина каната может достигать нескольких километров. На горнолыжных курортах в разгар сезона один такой канат перемещает многие сотни кресел с лыжниками. Над ущельями, на большой высоте... Представляете потенциальную опасность?..


Много лет назад мой приятель учился в московском вузе, где остался в аспирантуре. Но регулярно приезжал в Минск, всегда имея при себе коробочку размером примерно с обувную. Содержимое — какие–то приборчики — он возил на окраину Минска, где располагался один из региональных союзных центров по стандартизации и метрологии. Впрочем, он и сейчас работает там же, под другим названием.


Мой приятель трудился над диссертацией. Тема казалась мне малоинтересной: какой–то «неразрушающий контроль». В минском учреждении мой москвич проверял, тестировал содержимое своих коробочек. Мне даже странным казалось, что он так на них зациклился. Менялась жизнь, инженерные дипломы теряли былой престиж, умные люди научились быстро и много зарабатывать. А приятель, аспирант престижного вуза и по определению человек умный, все носился со своими коробочками. Но потом стал мне позванивать из Нью–Йорка, из Шанхая — туда он тоже стал с ними летать...


Что же в них такое? Приборы неразрушающего контроля. Если прибор приладить к промышленному канату (хоть в Альпах, хоть в Солигорске), он его непрерывно сканирует, прямо в движении, и... достоверно показывает состояние сотен составляющих его проволочек. Точно укажет дефект, если его обнаружит. Владелец фуникулера и директор шахты заранее знают, когда канат надо менять. Они спокойны за безопасность лыжников и сохранность вагонеток с рудой. Вот что мой приятель в своей молодости придумывал, конструировал, совершенствовал.


Сейчас он, разумеется, не карабкается по ущельям и карьерам в спецовке слесаря: он топ–менеджер. Птица высокого полета в смысле переносном и буквальном: далеко летает. На работу. А после нее фотографирует парижские или шанхайские пригороды. И сына–студента приобщает — к полетам, к своей работе и фотосессиям. Я им горжусь и немного завидую его настойчивости и целеустремленности.


Того же желаю нашим нынешним студентам, которые в эти дни заполнили после каникул аудитории. Вы вернулись, чтобы ковать свою будущую судьбу! Скучно звучит? Противоречит первым строкам студенческого гимна «Гаудеамуса» («Будем веселиться, пока мы молоды!»)?.. Нисколько не противоречит! Уж поверьте моему другу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter