Корки с авторазборки

Белорусские водители пока не спешат «разъезжаться» без ГАИ

Белорусские водители пока не спешат «разъезжаться» без ГАИ

Новые правила автострахования вступили в силу почти два месяца назад. Задолго до этого самой обсуждаемой темой стала возможность разобраться на месте ДТП и обратиться к страховщикам без вызова ГАИ. Казалось, легче станет всем: водители избегут штрафов, инспекторы, переключившись с разбора части мелких аварий, больше внимания уделят профилактике, наконец, из-за копеечных царапин не будут собираться километровые заторы, поскольку тет-а-тет автомобилисты договорятся и разъедутся быстрее.

Оправдываются ли эти ожидания сейчас? Пока нет. По данным страховщиков, в Беларуси с 1 июля 2010 года без участия Госавтоинспекции оформлено всего несколько ДТП. Новая схема не прижилась?

– Спешить с выводами не стоит. Да, сегодня можно оформить мелкое ДТП самостоятельно, но с некоторыми важными оговорками. Одна из них заключается в том, что хотя бы у одного из участников ДТП страховой договор должен быть заключен после 1 июля, то есть после вступления в силу новых правил. А таких водителей пока еще немного, – излагает свое видение ситуации Петр Сусеков, заместитель генерального директора Белорусского бюро по транспортному страхованию. – Дождавшись окончания действия старых договоров и подписав новые, автовладельцы получают в страховых компаниях бланки оформления ДТП и только тогда у них появляется выбор: действовать по-старому алгоритму либо самим решать вопросы возмещения ущерба.

Есть и масса других нюансов. Без ГАИ можно обойтись при условии, если в ДТП участвуют не более двух автомобилей, вред причинен только машинам, а не жизни и здоровью людей, между водителями достигнуто согласие, оба трезвые и у них все в порядке с документами. Еще один важный пункт: сумма страхового возмещения ущерба не может превышать 200 евро. Сегодня подавляющее большинство водителей самостоятельным ремонтом машин не занимаются. Поэтому далеко не каждый безошибочно прикинет на глаз, сколько будет стоить исправить вмятину на бампере и нет ли у машины скрытых повреждений. А если закралось сомнение, то кто будет испытывать судьбу? Ведь взыскать сумму свыше на ремонт машины можно будет только через суд.

Возможно, кого-то из водителей смущает сам бланк оформления ДТП. Надо самостоятельно рисовать схему аварии, отвечать на два десятка вопросов. Все это непросто, когда от пережитого стресса еще трясутся руки. А стоит напортачить на бланках (например, указать противоречащие сведения) – и страховая компания может признать их недействительными и отказать в выплате компенсации. Обращаться после этого в ГАИ уже бесполезно да и боязно, наверное: а вдруг самовольный «разъезд» расценят как оставление места ДТП?

Представим другую ситуацию. Бланки заполнены и переданы в страховую компанию, но спустя пару часов виновник аварии оправляется от стресса и в корне меняет свою позицию. Теперь он считает себя потерпевшим. Коль на этой стадии между водителями возникло разногласие, им одна дорога – только в суд. Значит, еще предстоит потратить время и потрепать нервы.

— Это тот самый случай, когда лучше семь раз отмерить и один раз отрезать, то есть хорошенько осмыслить ситуацию, прежде чем отказаться от вызова ГАИ, — считают в Белорусском бюро по транспортному страхованию. – При всех плюсах новой системы у нее есть и свои подводные камни. В России аналогичные новшества введены полтора года назад, но пока к ним обращаются только два процента участников ДТП. Как будет в Беларуси — можно будет судить не раньше чем через год.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter