Коричневый рассвет

Греческие неонацисты становятся одной из ведущих сил страны

Греческие неонацисты становятся одной из ведущих сил страны

Тяжелое экономическое положение Греции, безработица, забастовки и массовые акции протеста, вылившиеся в социально-политический кризис, грозят стране катастрофой. Без помощи Евросоюза она может объявить дефолт уже в следующем месяце. В начале октября канцлер ФРГ Ангела Меркель впервые с начала кризиса посетила Элладу. Недолгий визит немецкого канцлера сопровождался массовыми протестами. Манифестанты обвиняли главу Германии в навязывании своей воли Греции и сравнивали ее с Адольфом Гитлером, а ее политику – с политикой III Рейха.

Меркель оставила подобные оскорбления без внимания. Ее стране возвращение к власти национал-социалистов не грозит. Другое дело – сама Греция, где местные неонацисты после майских и июньских выборов уже прошли в парламент и день ото дня завоевывают все большую популярность в обществе. Как заявил недавно в связи с этим премьер-министр страны Антонис Самарас, тот факт, что число сторонников правых неуклонно увеличивается, свидетельствует о том, что Греция действительно находится на краю пропасти.

Премьер подчеркнул, что в сложившихся условиях страна не может и дальше продолжать сокращение расходов на социальные нужды (что от нее требуют кредиторы), иначе она повторит судьбу немецкой Веймарской республики, где из-за экономического кризиса в начале 1930-х годов к власти пришли национал-социалисты.

Опасения Самараса отнюдь не беспочвенны. Еще в мае комиссия Совета Европы по борьбе с расизмом опубликовала ежегодный доклад, в котором отмечалось, что принимаемые во избежание кризиса странами Евросоюза жесткие меры экономии привели к росту расизма и нетерпимости по отношению к людям других национальностей. В докладе упоминалась и греческая партия «Хриси Авгии» («Золотой рассвет»), которая в последнее время открыто заявляет о греческом и арийском расовом превосходстве и намерении закрыть границу с Турцией, чтобы остановить приток мигрантов из стран Ближнего Востока.

Недовольство греков жестокими мерами экономии, безработицей и отсутствием каких-либо перспектив заставляет их искать поддержки в «сильной руке». На роль спасителя как раз и претендует упомянутая в отчете комиссии откровенно расистская и националистическая партия «Золотой рассвет». Еще недавно она набирала на выборах десятые доли процента, а после последнего голосования в июле 2012 года имеет в 300-местном парламенте 18 своих представителей. По последним социологическим опросам, популярность правых выросла сегодня до 12 процентов!

Нынешнюю популярность среди населения «Золотой рассвет», зарегистрированный в качестве партии 19 лет назад, приобрел за счет своей социальной деятельности. Его активисты заботятся о пожилых соотечественниках, раздают еду, одежду и лекарства нуждающимся. Но главное, чем он завоевывает популярность простых греков, – его агрессивная антиэмигрантская риторика, которая удачно совпала с настроениями масс. Только по официальным данным, в 11-миллионной Греции насчитывается около полутора миллионов иностранцев, немалая доля из них – нелегалы из арабских стран. Национальные диаспоры мигрантов и местных албанцев активно диктуют свою волю жителям ряда районов греческих городов и устанавливают в них свои порядки. Полиция из-за нехватки финансирования справиться с преступностью не в состоянии. Ее роль на себя все активнее примеряют боевики «Золотого рассвета», многие из которых воевали еще в армии боснийских сербов во время гражданской войны в Югославии. Ежедневно они выходят на патрулирование улиц греческих городов.

В итоге, заменив в ряде случаев собой правоохранительные органы, «Золотой рассвет» занимается не столько наведением порядка, сколько расправой с приезжими. Избиения приезжих, а в ряде случаев и их убийства, становятся сегодня для Греции обычным делом. Полиция старается на подобные преступления закрывать глаза. Тем более что значительная часть стражей порядка на последних выборах голосовали именно за «Хриси Авгии».

Впрочем, судя по социологическим опросам, «Рассвет» поддерживают не только выступающие за порядок силовики, но и жители небогатых кварталов, преимущественно мужчины в возрасте от 25 до 44 лет, неквалифицированные рабочие, трудящиеся, не имеющие постоянной работы, и безработные. Кроме того, поддерживает неонацистов и пятая часть греческих предпринимателей.

Отметим, что и перед приходом в Германии к власти Гитлера НСДАП поддерживали аналогичные социальные группы. Сходство Веймарской республики начала 1930-х и нынешней Греции усиливается и тем, что в условиях кризиса население полностью разочаровалось в традиционных политиках и сильно поляризовалось. Если одни выступают за «сильную руку», то другие ищут спасение страны в левой идее. Как результат – кровавые выяснения отношений между неофашистами и левыми радикалами на улицах городов. Постепенно в обществе укрепляется терпимость к насилию.

Пока число столкновений не столь велико, чтобы можно было говорить о начале гражданской войны, да и местное министерство юстиции решило усилить борьбу с преступлениями, совершаемыми на национальной почве. Однако для того чтобы эта инициатива заработала в полной мере, правительству необходимо справиться с кризисом, позволившим радикалам всерьез о себе заявить. Пока силы и воли у нынешнего греческого правительства для этого не наблюдается.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter