Кореличи – раз...

Их реконструкция определена в комплексном бизнес-плане развития льняной отрасли на 2013—2015 годы. В соответствии с ним и перевооружаются предприятия. Одно из них, ОАО «Кореличи-лен», недавно сдано в эксплуатацию. Построено за рекордные семь месяцев. До уборки урожая необходимо завершить работы на Ляховичском, Ореховском, Слуцком, Поставском льнозаводах и в филиале «Кормянский льнозавод» ОАО «Гомельлен».

Успеют ли в срок модернизировать еще пять льнозаводов?

Их реконструкция определена в комплексном бизнес-плане развития льняной отрасли на 2013—2015 годы. В соответствии с ним и перевооружаются предприятия. Одно из них, ОАО «Кореличи-лен», недавно сдано в эксплуатацию. Построено за рекордные семь месяцев. До уборки урожая необходимо завершить работы на Ляховичском, Ореховском, Слуцком, Поставском льнозаводах и в филиале «Кормянский льнозавод» ОАО «Гомельлен».

— В республике 38 льнозаводов, — рассказывает начальник управления по переработке, производству и реализации льняной продукции «Белагросервиса» Максим Карпук. — Четыре из них — Шкловский, Пружанский, Дворецкий и Дубровенский — уже модернизированы. Там установлены высокопроизводительные импортные линии. В результате улучшились качество продукции, условия труда, сократилось количество обслуживающего персонала. Ради этого в льноводстве и затевалась своего рода перестройка.

Модернизация предприятий — это не только замена перерабатывающего тресту оборудования. Она предусматривает строительство производственных цехов, навесов для хранения сырья, при необходимости — котелен, благоустройство территорий, чтобы довести льнотресту до номера 1,5, поставлять длинное льноволокно средним номером 12,8, а короткое — 4.

Старое оборудование, срок эксплуатации которого составляет 9—10 лет, давно износилось. Кое-где оно используется уже 20 и более лет. А это в свою очередь сказывается на качестве продукции. Да и условиям труда на таких предприятиях не позавидовать.

— Новые линии позволяют в два раза увеличить производительность труда, снизить себестоимость льноволокна, — говорит заместитель начальника управления Белагросервиса по переработке, производству и реализации льноводческой продукции Павел Иванов. — Если на старом мяльно-трепальном агрегате за час можно переработать около 730 килограммов льнотресты, то на новой линии — 1520.

Модернизация одного льнозавода обойдется в среднем в 180 миллиардов рублей. В целом использовано уже около 60 процентов запланированной суммы. Судя по графикам финансирования, своевременно будут освоены и остальные деньги.

Еще до начала модернизации отрасли Минфин совместно с Банком развития Республики Беларусь предложил облисполкомам выпустить облигации и разместить их в этом же финансовом учреждении. Потом их начали привлекать в уставные фонды льнозаводов. По такой схеме в прошлом году было использовано более 283 миллиардов рублей. Чтобы завершить работы, планируется привлечь свыше 600 миллиардов рублей. Но пока Банк развития может приобрести облигаций на 200 миллиардов. Он готов продолжать эту работу и дальше, но необходимо срочно решить некоторые организационные вопросы. В частности, внести изменения в программу развития льноводства. Чтобы не сдерживать финансирование, Минсельхозпрод проинформировал об этом Премьер-министра республики и одновременно поручил разрулить эту проблему главкам механизации, финансов и растениеводства.
Все предприятия должны быть готовы к работе до 1 августа. Исключение составляет лишь Ореховский льнозавод, которому отпущено дополнительно еще 10-15 дней. Первоначально сдача предприятий планировалась на месяц позже. Но где гарантия, что при поступлении тресты они сразу же начнут работать на полную мощность без сбоев? Поэтому, видимо, неделю-другую пришлось зарезервировать на отладку производственно-технологического процесса.
На Поставском льнозаводе уже ведется монтаж линии, изготовленной НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства совместно с бельгийской компанией «Ванхауэрт». Для Ляховичского, Слуцкого и Ореховского аналогичные линии изготовил Калинковичский ремонтно-механический завод с бельгийской компанией «Депортере». На этой неделе их должны завезти на предприятия, а через пару дней — монтировать. Откладывать дальше некуда, иначе на финише можно не уложиться в установленные сроки. Не случайно при запуске Кореличского льнозавода Премьер-министр республики Михаил Мясникович высказал пожелание ускорить темпы модернизации Слуцкого и Ореховского льнозаводов.

К чему приводит самоуспокоенность, можно судить по Слуцкому льнозаводу. Уже на следующий день после незапланированного посещения этого предприятия Президентом Александром Лукашенко с отдельными руководителями льнозаводов Минсельхозпрод провел совещание. В центре внимания была модернизация предприятий, сроки сдачи в эксплуатацию новых линий, финансирование работ, текущий момент и конечно же уроки, которые необходимо извлечь из ситуации на льнозаводе. Раньше там не реже двух раз в месяц проводились выездные заседания. Но их результативность теперь известна всем. Кстати, то самое совещание Минсельхозпрода, где речь шла о стратегии развития отрасли, почему-то проигнорировали представители Витебщины.
Теперь на Слуцком льнозаводе работа организовано в три смены. Там установят мяльное оборудование для переработки низкокачественной тресты. Посещение Президентом этого предприятия подстегнуло работников и на остальных.

Проблемы льноводства Минсельхозпрод обсуждал на прошлой утренней планерке, а потом на совещании в среду. Но это лишь первые шаги на пути к оздоровлению отрасли. Узких мест пока немало, включая и недостаточную комплектацию хозяйств и мехотрядов техническими средствами для производства льна. Это касается прессов, комбайнов для уборки льна. Уже в этом году «Бобруйскагромаш» должен поставить экспериментальную партию — 20 прессов ППЛ-1, по два на каждый модернизированный завод. Прежде чем запускать их в серийное производство, льноводы намерены опробовать новинки в работе. Вместо них они используют пока прессы ПРЛ-150.
Придется подкорректировать также сырьевые зоны. Для Поставского льнозавода, например, потребности которого превышали производственные возможности сельхозпредприятий, тресту будут поставлять из Докшицкого и Шарковщинского районов. В этом году несколько уменьшены посевные площади льна. Они должны обеспечить производство сырья для 50 тысяч тонн льноволокна. Это на 10 тысяч тонн меньше, чем планировалось на 2013 год.
С учетом четырех модернизируемых предприятий в стране будет 10 современных льнозаводов. На них и ляжет теперь основная нагрузка. Остальные капитально отремонтируют. И как модернизация скажется на качестве льноволокна, об этом будем судить в конце года.


Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter