Корабли никогда не умирают…

В этом году исполняется 225 лет со дня создания Черноморского флота. Однозначно, что он — морская краса, гордость и слава России. Тысячи белорусов в разные времена связали свои судьбы с Черноморским флотом...

В этом году исполняется 225 лет со дня создания Черноморского флота. Однозначно, что он — морская краса, гордость и слава России. Тысячи белорусов в разные времена связали свои судьбы с Черноморским флотом. А многие из них нынче проживают в Минске, с некоторыми я знаком. 

Когда работал собственным корреспондентом газеты «Известия» по Беларуси, редакция командировала меня… в дальнее заграничное плавание на боевых кораблях Черноморского флота. Мне пришлось плавать на эскадренном миноносце «Сметливый», противолодочном крейсере «Москва», самом мощном тогда в ВМФ Советского Союза. И на крейсере «Адмирал Ушаков». 

На  крейсере  «Москва» 

…В рангоуте наших кораблей пели свежие ветры, перемешанные с солеными брызгами морской воды. Мы прошли моря Черное, Мраморное, Эгейское, Средиземное — разве можно без волнения слушать зовущую музыку этих слов. Однажды командующий Черноморским флотом собрал в одном месте корабли, несущие боевое дежурство в Средиземном море. Это было великолепное зрелище, которое весьма обеспокоило командование натовскими военно-морскими силами, базирующимися в Средиземном море. Дело в том, что не было никаких официальных сообщений, с какой целью в Средиземное море вышел крейсер «Москва»? И почему все это внушительное мероприятие проходит под флагом самого командующего Черноморским флотом. И как только наши корабли собрались в одном месте, а их было немало, мы удостоились особого «внимания» со стороны натовцев. Вынырнул натовский самолет, морской разведчик. 

Старшим помощником командира крейсера «Москва» тогда служил наш земляк, белорус Лапацкий. Мы стояли вместе с ним на мостике и с интересом наблюдали за «вариациями» натовского разведчика. 

— Пусть летает над нами хоть до ночи, — улыбался Лапацкий. — Вишь, как  привлекли его наши корабли, особенно «Москва». Что ж, нам здесь есть что показать, и, думаю, у натовцев сегодня будет плохое настроение. А мы здесь, в Средиземном, достойно представляем наш Черноморский флот, демонстрируем и нашу мощную технику, наше оружие, свою высокую флотскую культуру, великолепную морскую выучку, профессиональное мастерство… 

Тогда я воочию убедился: мощный крейсер «Москва» в любую минуту готов к поиску и бою. Все это он прекрасно демонстрировал в ходе учений. Конечно же, и этот экипаж, и другие безмерно гордились тем, что несут морскую службу в составе Черноморского флота. 

Блестящая  победа  при  Чесме 

Это чувствовалось везде, но в плавании на Черном море особенно. Будто через десятилетия и века хранит оно в своих волнах немеркнущую славу замечательных предков, величие их подвигов во имя России. Что же касается Севастополя, то такая священная память живет в каждом его уголке. Именно с этого города начинался Черноморский флот. У меня есть много интереснейших документальных материалов по данной тематике. Позволю себе сослаться лишь на некоторые, наиболее важные. 

Весной 1783 года в Ахтиарскую бухту вошла эскадрилья героя Чесмы вице-адмирала Федота Клокачева. Позже он писал в донесении: «При самом входе в Ахтиарскую гавань дивился я хорошему ее с моря положению: вошедши и осмотревши, могу сказать, что во всей Европе нет подобной сей гавани». До этого русский флот уже показал свою силу и мощь над турецким в историческом сражении при Чесме в июне 1770 года. Линейный корабль «Ростислав», презирая опасность, подошел к туркам на расстояние в 300 метров, и более часа продолжалась жестокая артиллерийская дуэль. Затем русские моряки пустили в атаку брандеры — суда, использующиеся для сожжения неприятельских кораблей. В течение нескольких часов было взорвано и сожжено 15 линейных кораблей, 6 фрегатов и много мелких судов. Погибло около 11 тысяч турок. 

Так  родился  Севастополь 

Но только в мае 1783 года собранные в этой прекрасной и удобной бухте российские корабли будут именоваться уже Черноморским флотом. Естественно, для него была необходима база. Пока же на холмистых берегах в балке этой бухты виднелись временные земляные укрытия, возведенные пять лет назад генерал-поручиком Александром Суворовым. 3 июня 1783 года здесь произошло знаменательное событие. По приказу лейтенанта Дмитрия Сенявина, в будущем знаменитого адмирала, в присутствии высших чинов флота были заложены дом командующего, часовня, кузница и пристань. 

Так родился Севастополь, что в переводе с греческого означает «город славы, достойный поклонения». Отныне и навсегда он становился черноморской твердыней только что родившегося флота. 10 февраля 1784 года Екатерина II утвердила имя новому городу на Черном море и распорядилась выбить по этому случаю медаль с девизом «Польза России». Первая же юбилейная медаль — «Слава России» — была отлита ранее в честь создания Черноморского флота. 

Имена    как  яркие  вымпела 

Биография флота — это в первую очередь его корабли, сражения, моряки, совершившие героические подвиги. Люди дают кораблям имена — гордые, смелые, зовущие. Они олицетворяют великое мужество, патриотизм, вечную славу тех, кто связал свою судьбу с морем. Названия судов Черноморского флота связывались с замечательными победами, одержанными Россией на море и суше. 

Еще один корабль — «Ростислав», преемник того, что навсегда вошел в историю флота победой при Чесме. Этот же, второй, прославился в 1853 году во время Крымской войны. Отрядом из трех русских линейных кораблей командовал вице-адмирал Павел Нахимов. 18 ноября 1853 года он обнаружил на Синопском рейде большую турецкую эскадру. Здесь и произошло знаменитое сражение. 84-пушечный «Ростислав» одновременно вел огонь по двум турецким корветам, подавил береговую батарею. Оба турецких судна, загоревшись, выбросились на берег. К концу дня турецкой эскадры больше не существовало, удалось спастись бегством одному пароходу «Танф». Русские же не потеряли ни одного корабля. «Ростислав» произвел около 5 тысяч выстрелов (!), в его борту насчитывалось 25 пробоин. 22 ноября отряд Нахимова возвратился в Сева­стополь. 

Суворов:  «Ура  русскому  флоту!» 

А чего стоит взятие русскими моряками 19 февраля 1799 года крепости на острове Корфу, считавшейся тогда неприступной! Гарнизон острова достигал 3 тысяч человек с полугодовым запасом продовольствия, защитники имели 650 орудий. Шла война между Францией и коалицией европейских государств, в которую входила и Россия. Блестящая операция по взятию Корфу — проявление исключительного военного таланта выдающегося русского флотоводца Федора Ушакова, командовавшего тогда эскадрой Черноморского флота. «Ура русскому флоту! Я теперь говорю самому себе: зачем не был я при Корфу хотя бы мичманом?» — воскликнул Суворов, когда узнал о взятии русскими моряками грозной крепости. Или прославленный корабль «Азов», в знаменитом Наваринском сражении им командовал адмирал Михаил Лазарев. «Азову» пришлось вести бой одновременно с пятью вражескими кораблями. Находясь в самом центре битвы, он и пострадал больше, чем любой другой корабль. На его бортах и палубе насчитали 153 пробоины, из них семь подводных. Лазарев за этот бой получил чин контр-адмирала и был награжден одновременно четырьмя орденами — русским, английским, французским и греческим. «Азов» стал первым гвардейским кораблем русского флота. 

Броненосец  «Потемкин»,  крейсер  «Очаков» 

В истории Черноморского есть героическое и трагическое. На палубе того же «Азова» впервые встретились четыре будущих легендарных русских адмирала — Лазарев, Нахимов, Корнилов, Истомин. И больше уже никогда не расставались. Рядом и похоронены в Севастополе. Храм на месте их погребения жители города назвали Адмиральским. Во время Крымской войны, когда над Севастополем нависла самая большая опасность, 11 сентября 1854 года несколько старых кораблей флота было затоплено на фарватере. Парусные ветераны, временно преградив вход неприятеля в бухту, тем самым достойно исполнили свой последний ратный долг. 

Когда в 1905-м по России катилась революционная волна, бессмертной славой покрыл себя броненосец «Потемкин». А в октябре того же года севастопольцы впервые услышали лейтенанта Петра Шмидта, офицера, который открыто принял сторону народа. 15 ноября восставший крейсер «Очаков» поднял сигнал: «Командую флотом. Шмидт». Красные флаги уже развевались над несколькими боевыми кораблями. 

Они  приумножили  славу 

250 дней и ночей продолжалась героическая оборона главной базы Черноморского флота во время Великой Отечественной войны. Севастопольцы совершили великий подвиг, приумножили славу русских солдат и матросов. В разгар сражения за город, гитлеровцы доставили сюда опробованные на стенах Брестской крепости 600-миллиметровые мортиры «Карлы». И чудо германской техники знаменитую «Дору», самую большую пушку в мире за всю историю, которую привезли с «Линии Мажино». Ее обслуживали полторы тысячи специалистов, командовал генерал. 

Севастополь стоял, держался, громил врага. Моряки-черноморцы проявили беспримерное мужество. Они прикрывали город мощью корабельных пушек. В город почти не поступало пополнение, боевая техника, продовольствие, медикаменты. Их доставляли лишь боевые корабли и подводные лодки Черноморского флота. 78 походов совершили только подводники. 

В Белорусском союзе военных моряков, сообщил мне его ответственный секретарь Петр Бойко, который также одно время служил на этом флоте, около 600 бывших черноморцев. Они обогатили летопись славного флота своими делами и подвигами. Есть среди них человек поистине легендарной судьбы. Это белорус Василий Мазуркевич. Капитан 1-го ранга, нынче проживает в Минске, ему 95 лет. Всю войну и всю свою морскую службу провел на Черноморском. Василий Павлович — создатель союза военных моряков в нашей республики. О нем — отдельный рассказ. 

Минск—Севастополь—Минск 

----------------------------

Когда в Севастополе проводился морской праздник, посвященный 225-летию Черноморского флота, главным кораблем в бухте был крейсер «Москва». Не тот, на котором я когда-то плавал. Это новый ракетный самый современный боевой корабль. 

В российском военно-морском флоте издавна существует замечательная традиция. Если корабль списывается из состава флота, то его имя дается очередному боевому судну. Значит, корабли не умирают никогда…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter