Копейка рубль "тормозит"

Интересная сложилась ситуация в отечественной торговле.
Интересная сложилась ситуация в отечественной торговле. С одной стороны, нельзя сказать, чтобы цены, изобилие и разнообразный ассортимент так уж сильно радовали глаз покупателей. С другой - чтобы появился в магазине какой-либо новый товар, поставщику приходится приложить немало усилий. Причем зачастую преодолевать приходится сугубо субъективные обстоятельства. Вот, к примеру, недавно корреспонденту "СБ" руководитель одной из коммерческих фирм, занимающейся поставкой в страну промышленных товаров, полушепотом рассказал такую историю. Чтобы сдать товар в магазин, он долго уговаривал директора торговой точки. И пока не преподнес подарок, ничего не получилось. Не менее любопытен был и возврат денег за реализованные вещи. Пока не дал взятку, в ответ слышал: "Денег нет, магазин на картотеке".

Кто-то сейчас может сказать: а нам-то, потребителям, какое дело до внутренних взаимоотношений между посредниками и торговлей? Их трудности, пусть сами и разбираются, чай не самые бедные. И все бы так, однако результаты их разборок напрямую отражаются на толщине нашего кошелька. Видимо, не просто так в отечественных магазинах цены на большинство товаров уже догнали, а то и перегнали московские, считающиеся одними из самых высоких в мире. Почему же так происходит?

Общая схема работы практически любой торговой фирмы достаточно проста. Закупается крупная партия товара, а затем реализуется мелким оптом организациям, занимающимся розничной торговлей. Как правило, крупнооптовая закупка коммерческими структурами производится на принципах предоплаты или жестких сроков погашения задолженности. Финансовые обязательства в этой части соблюдаются неукоснительно. Все очень просто. Если хотя бы раз не выполнишь условия договора, больше с тобой не будут работать. Однако этот принцип совершенно не относится к мелкооптовой торговле - то есть к магазинам. Правда, прежде чем дело доходит до финансовых расчетов, предстоит преодолеть несколько иных этапов.

Для начала поставщик должен убедить представителей магазина взять именно у него товар. Конечно, обычному покупателю хотелось бы, чтобы в магазине руководствовались принципами заботы о потребителях, то есть брали нужный, дешевый и качественный продукт. Однако в жизни все несколько иначе. Иногда на первое место выходит личная заинтересованность должностного лица и выгода магазина. Не раз корреспонденту "СБ" доводилось слышать рассказы о том, когда в магазине предпочитали из двух однотипных товаров более дорогой. И это вполне логично. На дорогой - большая сумма с наценки. Выгода очевидна. Бывали случаи, когда решающим оказывался "человеческий фактор". Большая коробка конфет и бутылка шампанского по-прежнему запросто могут перевесить чашу весов в пользу дароприносителя.

Итак, товар, предположим, сдан. Пойдем дальше.

Отечественная розничная торговля отличается от оптовой тем, что в абсолютном большинстве товар берется на реализацию. То есть деньги поставщик получает только по прошествии какого-то времени. Коммерсанты финансы считать умеют и потому вынуждены закладывать в отпускную цену все предполагаемые инфляционные показатели и непредвиденные расходы. Попытки ограничить подобное ценотворчество административными мерами (типа предельной 20-процентной надбавки для оптовой торговли) у коммерсантов вызывают только смех. По бумагам, конечно, все в порядке, никто за эти показатели не выходит, но вот на самом деле менее 30 процентов редко кто ставит. Иначе просто убытки. Поэтому каждый выкручивается как может.

Отношения между магазинами и поставщиками регулируются договорами. В них в качестве обязательного условия есть пункт о сроках и порядке расчетов. Достаточно часто розничная торговля нарушает эти обязательства. И вместо, к примеру, 5 - 10 дней оплата за товар растягивается на несколько месяцев, а то и несколько лет. Несовершенство судебной системы и исполнения ее решений привело к тому, что только в исключительных случаях поставщики пытаются судиться с торговлей. Чаще вопросы решаются полюбовно, проще говоря, - с помощью "отката". Естественно, что все эти "подарки", задержки с оплатой, инфляционные составляющие оплачиваются нами, потребителями. В итоге цена между той, которую мы платим в магазине, и той, которая могла бы быть без "накладных" расходов, иногда на отдельные виды товаров отличается почти в два раза.

Но это, так сказать, одна сторона. А есть и другая. Вот что рассказали корреспонденту "СБ" в Министерстве торговли.

Торговля всегда была одним из самых прибыльных видов бизнеса. Однако сегодня у нас 47 процентов предприятий торговли убыточны. За первые месяцы этого года рентабельность оптовой и розничной торговли определяется со знаком минус. Разгадка такого явления достаточна проста. У торговли практически нет собственных оборотных средств. В среднем сейчас эта цифра по отрасли равна 0,07 процента. Для того чтобы закупить товар, рассчитаться за него, многие магазины вынуждены брать банковские кредиты. Ставки таких кредитов на 15 - 30 процентов выше ставки рефинансирования. Соответственно ограниченная торговая надбавка, и так невысокая, по сути, уменьшается еще и на банковский процент.

Не способствует успешному развитию отрасли немалая арендная плата за площади. Зачастую именно аренда и проценты по кредитам "съедают" всю прибыль предприятия, ничего не оставляя на развитие.

В то же время не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что сегодня торговле должны порядка 15 миллиардов рублей бюджетные организации. Из них 3,8 миллиарда приходится на долю республиканского бюджета. Среди должников - школы, детские сады, больницы, воинские части, тюрьмы, санатории и многие другие.

То есть можно предположить, что если бы торговле погасили задолженность, пересмотрели ставки арендной платы, улучшилось бы не только финансовое состояние отрасли, но это бы сказалось и на ассортименте, и на ценах. Возможно, стоит задуматься над размерами предельных торговых надбавок, оставив фиксированные только для ограниченного перечня социально значимых товаров. Основные противники этого решения боятся, что цены моментально взлетят до небес. Но, господа, они и так не низкие. Более того, вряд ли в ближайшее время при нашей покупательной способности стоит ожидать их резкого скачка. Тем паче что речь идет, по сути, не о повышении цен, а о легализации скрытых ныне в тени наценках. Ведь что получается. Сейчас, например, прибыль по бухучету нулевая, значит, соответствующий налог не платится. Но это совершенно не говорит о том, что поставщик не получил свои дивиденды. Бизнесмен работать с убытками не будет. Так кого мы обманываем, используя жесткие в самом что ни есть рыночном бизнесе административные меры? Самих себя...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter