Копейка рубль стережет

Урок 6 Учимся управлять “карманными”
Урок 6

Учимся управлять “карманными”

Можно ли скопить карманные деньги и купить мобильный телефон? А поразить маму шикарным подарком? В конце концов, реально ли с “карманных” купить гору конфет или приобрести желанные ролики? Как правильно использовать органайзер времени? Поверьте, все возможно, если выбрать правильную тактику распределения финансов. Сегодня мы попытаемся этому научиться. Надеемся, что ваши родители дают вам карманные деньги. Если же пока у вас нет личных финансов, попросите маму и папу устроить эксперимент: неделю-две, а лучше, конечно, целый месяц выдавать вам карманные деньги.

Задача

Заведите для собственных финансов три конверта (коробочки, шкатулки — это как вам нравится). На конвертах сделайте надписи: “Потратить”, “Сэкономить”, “Отдать”. Как только получите “зарплату”, сразу же разложите ее по конвертикам.

Решения

Пока вы еще не приступили к планированию личных денежек, узнайте, как справились с задачей ученики “Школы личных финансов” и их родители:

Татьяна ШУГАЛОВСКАЯ, мама семилетней Сонечки:

— Мы с мужем уже давно практикуем такой способ обучения Сонечки финансовой грамотности. Как-то вместе с дочкой мы купили три небольшие коробочки. На каждую из них наклеили картинку (дочка сама вырезала из журнала). На одной коробке мы поместили фото красивого подарка с бантиком (я объяснила ребенку, что сюда она должна складывать деньги, которые ей дарят на какие-то праздники или дают “на мороженое”). На вторую коробочку наклеили картинку огромной конфеты, а на третью — плюшевого мишки. Каждый месяц при планировании семейного бюджета мы с мужем вносим в него два пункта — на сладости и на игрушки дочке. Каждую неделю я кладу в коробки с конфеткой и мишкой определенные суммы. Дочка знает, что эти деньги можно тратить, а можно и экономить, чтобы сделать более крупную покупку.

Артем НИКИТИН, 10 лет:

— Папа предложил мне поиграть в игру “Клад”. Мы разложили мои карманные деньги по трем коробочкам: “Потратить сейчас”, “Потратить на праздник” и “Клад”. Папа объяснил, что велосипед из моих “карманных” сразу купить не получится. Для этого нужно постоянно откладывать часть денег в коробку “Клад”, причем эта коробочка будет у папы. Перед моим днем рождения родители спрячут эту коробку и нарисуют схему, где она припрятана. По схеме я должен буду найти тайник, где лежит мой клад. Эх, скорее бы это время пришло!

Григорий ПАЛКОВСКИЙ, 15 лет:

— Идея мне понравилась, надо попробовать. У меня упрощенный вариант планирования. Карманные деньги я строго делю пополам. Одну половину трачу, другую откладываю. Как экономлю? Везде хожу пешком или передвигаюсь на велосипеде. Не покупаю булочки, чипсы, конфетки и т. д., зато всегда беру ссобойку. Плюс в свободное время подрабатываю фрилансером — пишу статьи. Недавно предложил соседям за символическую плату гулять с их собакой по утрам.

Заметки учителя

Комментирует Юлия САКОВИЧ, начальник отдела финансовой грамотности управления регулирования небанковских операций Национального банка Республики Беларусь:

— Дорогие ребята, карманные деньги — это первая ваша практика по планированию собственных финансов. Обладание карманными деньгами дает вам возможность самим планировать свой бюджет и оценивать целесообразность какой-либо покупки. Планирование и анализ своего бюджета — это в первую очередь определение цели: на что конкретно вы хотите потратить личные деньги. Причем вы можете сформулировать для себя несколько целей. Одни из них безотлагательные, другие — важные, а третьи могут и подождать. Возможно, вы копите на мотоцикл, мобильный телефон или на подарок ко дню рождения мамы, а быть может, просто решили ежедневно тратить свои карманные деньги на сладости, газировку и жвачку. Чтобы контролировать свои средства, надо учитывать все доходы и расходы. Обязательно предусмотрите в своем бюджете статью “не- предвиденные расходы” — так вы будете чувствовать себя намного увереннее. Сегодня вы решали очередную интересную и полезную задачу “Школы личных финансов”. Почему бы не выполнять ее условия постоянно? Это научит вас планировать свои расходы и грамотно распределять финансы. Условия задачи можно слегка интерпретировать. Купите для каждой категории расходов по одному конверту и подпишите каждый. Решите, сколько денег вы будете тратить на каждую категорию. Теперь подсчитайте, сколько и как регулярно вы будете откладывать денег в каждый конверт — за советом можно обратиться к родителям. Такая система ведения бюджета помогает не тратить деньги под влиянием сиюминутных желаний и эмоций. И если вдруг вы залезете в конверт, а он окажется пустым, это уже будет свидетельствовать о том, что вы начинаете превышать свои расходы.

Памятка родителям
  • Карманные деньги выдавайте регулярно. Шестилетке можно давать деньги пару раз в неделю, подросток в состоянии спланировать расходы на месяц.
  • Не позволяйте “клянчить” деньги. Лимит израсходован, извини, но “добавки” никто не даст. Объясните, что во взрослой жизни “лишнюю” зарплату не выдают. Посоветуйте, как правильно распределить расходы. Если ребенок пока не может применить рекомендации, давайте деньги в меньшем количестве, но 2—3 раза в неделю.
  • Сумма карманных денег должна быть фиксированная.
  • Не стоит давать слишком большие суммы. Если ребенку захочется купить что-то значительное — пусть учится копить.
  • Периодически увеличивайте размер “получки” (например, раз в год). Одновременно с этим прибавляйте обязанностей. Ребенок постепенно должен привыкать к тому, что чем он взрослее, тем больше обязанностей и ответственности он несет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter