Копеечное дело?

Обманутый по мелочи потребитель нередко оказывается в худшем положении, чем сделавший неудачную крупную покупку
Обманутый по мелочи потребитель нередко оказывается в худшем положении, чем сделавший неудачную крупную покупку

Жительница Могилева, собираясь в гости, купила бутылку водки в гастрономе. А когда, сидя за столом, хозяева и приглашенные попробовали жидкость из бутылки, оказалось, что там... простая вода. Хоть и было стыдно перед принимающей стороной, выяснять отношения с работниками магазина покупательница не пошла. Чувствовала, что ничем хорошим для нее такие «разборки» не закончатся: скажут, сама выпила водку да еще скандалить явилась. Или еще подобный случай. На базаре дама купила банку кофе, а когда ее открыла, оказалось, что банка наполнена всего на треть.

Нас часто обманывают по пустякам, при этом во всех могилевских магазинах и киосках чеки дают без напоминания, зная: возвращать мелочи 99 покупателей из 100 все равно не придут.

Студенты жалуются, что в местных магазинах и киосках им постоянно продают некачественные ручки и карандаши. Жители города замечают, что в последнее время часто можно нарваться на бракованные элементы питания для часов, в тюбиках с суперклеем нередко вообще не оказывается клея, спички не хотят гореть, зажигалки ломаются в первый же день, нитки рвутся, а заколки для волос не застегиваются. О таксофонных карточках и говорить лишний раз, наверное, не стоит.

«Неужели такое действительно случается на каждом шагу?» — подумала я и решила пробежаться по киоскам областного центра, чтобы, выражаясь милицейским языком, сделать контрольные закупки.

Объехав полгорода, я вернулась в корпункт «СБ» с ручками, карандашами, элементами питания, тюбиками суперклея, заколками для волос и целым ворохом чеков.

Оказалось, что из 10 ручек 3 не пишут, к тому же у нескольких были трещинки на корпусе и стержни не фиксировались. Диктофон с новенькими батарейками не работал. Карандаши упорно ломались, когда я пробовала их заточить. Несколько заколок оказались со сломанными застежками, а из 4 тюбиков супер-

клея заполнен был только... один. И потому именно клей я решила все же вернуть продавцу. Мысленно перекрестившись, подошла к киоску, протянула чек и свою неудачную покупку. Деньги мне вернули, но при этом я выслушала все, что обо мне думают не только продавцы, но и стоящие в очереди покупатели: «Как не стыдно девушку от работы отвлекать из–за 360 рублей, ну и люди!»

Если косметику или просроченные продукты питания, даже если они недорого стоят, можно заменить из опасения за здоровье, то серьезную причину для возврата катушки ниток или карандаша найти трудно. Боясь показаться мелочными, большинство из нас этого и не делает.

Председатель Могилевской городской организации защиты потребителей Василий Черный рассказал мне, что в основном люди обращаются в организацию, если некачественная покупка наносит серьезный урон семейному бюджету, например, если это холодильник, телевизор, мебель, дубленка, пара кожаной обуви. Он вспомнил только два случая, когда пришлось отстаивать интересы покупателей некачественных мелочей. Одна дама купила кошелек со сломанной застежкой, другая — футляр для очков, который в тот же день разошелся по шву.

Вообще же в обществе защиты потребителей считают, что мелочами заниматься хлопотно: одна только экспертиза обойдется в десятки раз дороже самой покупки. К тому же трудно будет доказать, что в тюбике изначально не было клея, а не сам покупатель, использовав его, пришел «за справедливостью». Нам с вами порекомендовали проверять качество мелких покупок не отходя от прилавка. Правда, не в каждой торговой точке есть возможность проверить качество тех же элементов питания, и в таком случае нужно смотреть на дату изготовления и надеяться на интуицию. Те, кто торгует недорогими товарами, не боятся быть занесенными в «черные списки». Какого покупателя напугает информация, что бизнесмен однажды кому–то продал некачественный карандаш? Большинство посмеется, и только.

Многие коммерсанты покупают мелочи на вес, а потом, даже не сортируя (хоть и обязаны это делать), начинают торговать в розницу.

На продуктовых рынках Могилева пошли еще дальше. Предлагая, например, некачественную черешню, продавцы предупреждают, что товар слегка подпорченный, и делают скидку. Потом «слегка подпорченный» товар оказывается червивым и вовсе не пригодным к употреблению, а обижаться не на кого: ведь предупреждали.

Приобретя некачественную ручку, даже школьник существенных материальных убытков не понесет, зато плохую оценку за сочинение или контрольную получить может, и, если учится неплохо, будет это для него серьезным моральным вредом. Если из–за некачественных элементов питания у кого–то остановятся часы и человек опоздает на деловую встречу, тоже ничего хорошего. Так что давайте относиться требовательнее и к себе, и к другим.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter