Координаты счастья: 90-60-90

"Похудеть за две недели!", "Сбросить вес на 10 - 15 кг за месяц!", "У вас проблемы с фигурой?" - эти и подобные тому объявления с указанием контактного телефона на фонарных столбах, дверях многих подъездов и даже в газетах - не редкость.
"Похудеть за две недели!", "Сбросить вес на 10 - 15 кг за месяц!", "У вас проблемы с фигурой?" - эти и подобные тому объявления с указанием контактного телефона на фонарных столбах, дверях многих подъездов и даже в газетах - не редкость. Анонимные благодетели обещают 100-процентную гарантию результата всем страждущим подправить свою фигуру, надо только набрать соответствующий номер телефона и чудо-средство принесут прямо на дом. Цена упаковки такого товара колеблется, как правило, от 5 до 25 долларов.

В принципе, ничего плохого в желании приблизить свою фигуру к стандартам фотомодели нет. И потому лозунг "Красота требует жертв!", в данном случае финансовых, вполне соответствовал бы своей сути. Вот только если бы не несколько небольших, но значительных моментов.

Историю с пресловутым гербалайфом, наверное, помнят многие. Распространяемая направо и налево по системе сетевого маркетинга "панацея от всех бед" прошла все стадии классической схемы: появление нового товара - реклама - бешеный успех - спад продажи. Проведенное предприятие оказалось настолько выгодным, что останавливаться на достигнутом коммерсантам показалось просто кощунственным. А на такую мелочь, как, мягко говоря, слабая эффективность препарата, никто особо обращать внимание не стал, даже наоборот - предприимчивые дельцы использовали это в своих целях, выпуская на рынок новые средства, убеждали, что уж они-то точно помогут. Причем перечень полезных эффектов постоянно увеличивался, и уже появились такие упаковки, где звучали обещания не только "похудеть", но и исцелить от всех недугов разом.

Учитывая, что предлагаемые препараты не являются лекарством, специалисты выделили их отдельной группой и назвали как биологически активные добавки (БАД). Сейчас в мире их выпускается несколько тысяч наименований. В соседней России справочник по зарегистрированным БАДам - это 300-страничный фолиант, набранный убористым шрифтом. В Беларуси намного скромнее - всего зарегистрировано 625 наименований, причем из них 309 - российского производства.

Почему же в Беларуси так скромно представлен рынок этих товаров, и в республике практически вся реклама, в отличие, к примеру, от соседней России, где "похудеть" и "исцелить" можно встретить чуть ли не в каждой газете, ограничивается фонарными столбами? В поисках ответа на эти вопросы корреспондент "СБ" отправился в Республиканский центр экспертиз и испытаний в здравоохранении (РЦЭиИЗ).

Как оказалось, "виновата" во многом наша бюрократическая система (думаю, в данном случае ей надо сказать спасибо). Прежде чем официально появиться на белорусском рынке, БАД должен пройти определенные стадии регистрации. Оценивается его токсикологическая безопасность и соответствие данных, указанных на упаковке, реальным фактам. Из практики специалистов РЦЭиИЗ порядка 50 процентов предоставляемых на регистрацию препаратов не проходят систему отбора. Наиболее распространенная причина отказов - реклама медицинских показаний.

Биологически активные добавки - не лекарство. Декларируется, что БАД - концентрат природных натуральных пищевых и биологически активных веществ, предназначенный для коррекции повседневного питания, а также для профилактики и вспомогательной терапии определенных органов и систем человека в целом. Естественно, каждый здравомыслящий человек понимает: ни в коем случае нельзя подменять лекарства БАДами.

Как рассказал директор УП "Республиканский центр экспертиз и испытаний в здравоохранении" Геннадий Годовальников, в прошлом году произошел трагический случай. Пожилая женщина с подозрением на злокачественную опухоль молочной железы по совету представителя коммерческой структуры начала принимать БАД, который якобы гарантировано излечит ее от этого заболевания. Итог был печальным. Вывод врачей гласил, что если бы она обратилась к специалистам раньше, можно было бы спасти ее жизнь. Кстати, именно обещания исцеления - одна из основных причин негативного отношения некоторых врачей к биологически активным добавкам.

По сути, проводимая в РЦЭиИЗ процедура регистрации позволяет во многом решить вопрос качества поставляемых в республику БАДов. Если состав препарата и рекомендации по его применению не вызывают сомнений, то РЦЭиИЗ выдает на специальном бланке регистрационное удостоверение. И только после этого возможна официальная реализация БАДа в Беларуси. Поэтому особо удивляться объявлениям на заборах не стоит. Чаще всего это означает только лишь одно - что данные средства в республике регистрацию не прошли и за безопасность их применения никто ответственности не несет.

Что же касается цены, то здесь правит бал рынок. Есть спрос, значит, и цена немалая. Другое дело, когда компании, производящие или распространяющие БАДы, пытаются всеми способами рекрутировать в реализаторов врачей. И случается, когда сомнительную продукцию, не прошедшую соответствующего контроля качества, продвигают на рынке именно они. Вот уж действительно грешно людям, знающим настоящую цену таким БАДам, зарабатывать на этом деньги... Врачи и фармацевты, наоборот, должны учить пациентов правильно оценивать БАДы и рекомендовать их только в соответствующих ситуациях.

А что касается "Похудеть за месяц на 5, 10, 20, 30 кг. Результат гарантирован", как было написано из недавно увиденных мною рекламок, то, как прокомментировали врачи, - гарантированы только проблемы со здоровьем. Значительная потеря веса за короткий промежуток времени - сильнейший стресс для организма, и это совершенно не означает, что результат будет положительным. Поэтому, прежде чем потратить деньги на какие-нибудь "сжигатели жиров" или таблетки, исцеляющие от всех недугов навсегда, посоветуйтесь со специалистами, а заодно и уточните, зарегистрировано ли это чудо-средство в республике.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter