Разоблачен циничный механизм мошеннической аферы, от которой могли пострадать сотни тысяч людей

Конвейер обмана остановлен

Два торговых предприятия из Пинска совсем не собирались заниматься банальным «купи-продай». Они готовились поживиться с размахом. Вместо орудия взлома — ворованные базы персональных данных. Виртуозно втираясь в доверие, 40 специально обученных сотрудников колл-центров (так и хочется сказать — «киллер-центров») ловко потрошили карманы простых людей. Мошеннический счет уже шел на миллионы долларов. Все это могло длиться еще долго и обманутым мог оказаться каждый. Если бы не четкая реакция государства, которое стало на защиту законных интересов своих граждан. Тем самым еще раз подчеркнув: когда речь идет о честности и справедливости, компромиссов быть не должно!

Коллаж Максима Шнипа.

Механизм лжи 

История начиналась так: 35-летняя Лидия К. и 55-летний Александр Я. создали в Пинске два торговых предприятия — ЧУП «Американ Бай» и ООО «Эмисан». И бойко начали атаковать доверчивых покупателей. Языком протокола эти действия обозначены длиннее и строже: «С использованием своих служебных полномочий, а также путем обмана и злоупотребления доверием разработали и внедрили схему по противоправному завладению денежными средствами граждан в особо крупном размере».

Сама схема была нехитрой: коммерсанты открыли три колл-центра в Минске и Пинске, которые на самом деле впору назвать «киллер-центрами» — их сотрудники методично убивали веру людей в честность почтовой торговли. У 40 операторов стояла задача — обзванивать людей с сообщениями о подарках, якобы выигранных в интернет- или телемагазине. «Выигрыши» обещались дорогостоящие: настоящие швейцарские часы, украшения из натуральных камней и драгоценных металлов, подарочные сертификаты, товары известных брендов... Условие для получения дорогого выигрыша было одно: «счастливчику» следовало приобрести еще один малоценный товар, какую-нибудь копеечную безделушку. Когда человек соглашался, на его адрес наложенным платежом направлялась посылка, за которую надо было расплатиться на почте.

И вот тут людей ожидал неприятный сюрприз: сумма за посылку оказывалась выше оговоренной по телефону, а внутри бандероли находились не обещанные ценности, а какие-то дешевые подделки. Например, вместо золотой цепочки обнаруживалось изделие золотистого цвета из обычного металла, вместо швейцарских часов — их низкокачественная копия, вместо украшений из натурального камня — дешевая пластиковая бижутерия. Выходило так, что потерпевший от обмана платил за посылку 30 — 50 руб­лей, а реальная стоимость полученного товара вряд ли превышала 5 — 10 рублей — это вместе с «выигрышем». 


ЦИТАТА «СБ»: 

«Каждый гражданин должен быть уверен, что он надежно защищен государством. Это задача всех органов власти. И в первую очередь — правоохранительных и судебных».

А.Г.Лукашенко. 

Из Послания белорусскому народу и Национальному собранию.


 
В XIX веке английский публицист Томас Даннинг очень едко и точно подметил: «Обеспечьте 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».

Прибыль парочки из Пинска, как видим, могла достигать и 500%! Не мудрено, что, поклевывая по зернышку из наших карманов, эти «курочки» с 2018 года насобирали 260 тысяч рублей. Таков лишь установленный на сегодняшний день ущерб. В том, что он окажется куда большим, убеждают данные «Белпочты»: с 2017 года фирмы «Американ Бай» и «Эмисан» направили в адрес физических лиц более 100 тысяч посылок, за которые получили 2 миллиона 360 тысяч рублей. Оцените размах!

Как добиться доверия

С первых же месяцев деятельности двух фирм интернет начал полниться жалобами обманутых людей. Вот лишь некоторые с сайта skargi.by: 

«Это полный лохотрон! Позвонили, сказали, что выиграла сертификат на 360 рублей. Чтобы получить его, нужно купить бижутерию на 60 рублей. В итоге — дешевая бижутерия (не дороже 15 рублей) и сертификат, с которым невозможно ничего сделать!»

«Чушь! Бред! Надуривают людей! Предлагают одно — высылают совсем другое. Предлагали сертификат на туалетную воду и пробники, в итоге выслали бижутерию на 30 рублей (реально стоит 6 рублей)».

«Обманщики, мошенники: позвонили якобы из телемагазина, сказали, что выиграла золотую цепочку, стоимостью 480 рублей, чтобы ее получить, я должна заказать серебряную, стоимостью 57 рублей. В итоге цепочки оказались таким ширпотребом! Красная цена — от силы 15 рублей за обе. Деньги за некачественный товар отказываются возвращать».

Согласитесь, интересный вопрос: почему обманщики продолжали процветать, несмотря на негативные отзывы об их работе? На это у Лидии и Александра был свой ответ, заключавшийся в подготовке кадров. Операторов колл-центров целенаправленно обучали искусству психологического воздействия на клиентов. Была разработана целая методика, включающая различные способы убеждения. Составлялись перечни типовых фраз, варианты реакций на несговорчивость потенциальных покупателей. О том, как это работало, мне рассказали сами потерпевшие.

Одно из наставлений операторам колл-центров.

Например, Алексей Юркевич подчеркивает, что с ним беседовали без какого-либо нажима или агрессивности, чем печально известны апологеты сетевого маркетинга: «Напротив, голос был очень доброжелательный и симпатичный. Кроме того, мошенники позвонили в мой день рождения, поэтому я и не удивился, что какой-то магазин решил сделать мне подарок. Ребята, конечно, очень расчетливые…» Алексею за пустячную бижутерию пришлось выложить примерно в 6 раз больше ее реальной стоимости.

Богуслава Бородина тоже отмечает, что с ней беседовали «голосом, которому хочется верить». Рассказывает, что тон звонившей девушки был очень оптимистичный, даже радостный, минчанку поздравляли с выигрышем и желали ей новых удачных покупок. Согласие на сделку вырвалось как-то само собой. 

Богуслава Бородина услышала голос, которому хочется верить.

Примерно так описывают психологическое воздействие и другие жертвы обмана. Операторы колл-центра не воспринимались абонентами как навязчивые продавцы: они талантливо отыгрывали роль добрых ангелов, пришедших с радостной вестью о выигрышах. То есть действовали строго по методичкам о манипуляции человеческим сознанием. Известный психолог Сергей Зелинский приводит примеры бесчестных приемов, которыми пользовались и белорусские мошенники. Скажем, «ложные переспрашивания или обманчивые уточнения»: в этом случае манипулятивный эффект достигается за счет того, что манипулятор делает вид, будто желает получше что-то уяснить для себя, переспрашивает вас, однако повторяет ваши слова лишь в начале и далее только частично, внося в ранее сказанное вами другой смысл, тем самым изменяя общее значение сказанного в угоду себе. Или такой прием, как «быстрый темп»: манипулятор за счет навязанного излишне быстрого темпа речи стремится протолкнуть какие-то свои идеи, добившись утверждения их объектом манипуляций. В итоге манипулятор, прикрываясь якобы отсутствием времени, добивается от объекта манипуляций несравненно большего, чем если бы подобное происходило в течение длительного периода времени, за который объект манипуляций успел бы обдумать свой ответ, а значит, и не стать жертвой обмана.

Все мы в базе?

Эта история обмана ставит важный вопрос о защите наших персональных данных. Откуда мошенники знали не только домашние и мобильные телефоны будущих покупателей, но даже их дни рождения и почтовые адреса? Ответ прост: эти данные поступили… от нас самих. Мы сами оставляем личную информацию о себе в несметном количестве мест. Оформляешь скидочную карточку на заправке или в торговом центре? Будь добр поделиться ФИО и номером телефона. Делаешь покупку в интернет-магазине? Полностью сообщи свой адрес. Подписываешь петицию в сети? Тоже назовись. Большой проблемы в том, чтобы назваться, нет. Беда начинается тогда, когда, допустим, безвестный оператор заправки или сотрудник турфирмы увольняется и прихватывает с собой базу клиентуры. А потом продает ее вот таким «коммерсантам» из Пинска. Просто наберите в поисковике «продаю базу данных» — вам поступит масса предложений... Причем можно заказать отдельно личные сведения о пенсионерах или автовладельцах, посетителях салонов красоты или школьниках. Ответственность за куплю-продажу этой информации пока не предусмотрена, а значит, все мы находимся в зоне риска, у каждого из нас может прозвучать звонок от «милой и доброжелательной» мошенницы. Причем, как убедили результаты обыска в двух фирмах, с базами наших данных работали весьма придирчиво: операторы оставляли на полях пометки, характеризующие клиента. Вроде: «сговорчивый», «не звонить», а то и просто «дура»…

Из этого колл-центра обманывали людей.

Впрочем, вопрос ответственности за излишне вольное использование нашей личной информации уже решается. Не случайно проблеме защиты персональных данных уделена значительная часть недавно утвержденной Президентом Концепции информационной безопасности. А на днях, как нам стало известно, в Национальное собрание поступил проект закона «О персональных данных» — целостный системный документ, который определяет правила «игры» для всех субъектов сбора, обработки и передачи персональных данных. А также оговаривает права физических лиц в отношении обработки и защиты персональных данных, в том числе право требовать их удаления из всех баз данных. Сейчас законопроект готовится к рассмотрению.

Люди должны быть защищены

Чему еще учит эта история? Когда речь идет о законных интересах людей, мелочей быть не может. Ведь за вроде бы незначительными делишками, как видим, могут скрываться далеко не безобидные и масштабные процессы. Казалось бы, не самая крупная потеря для человека — десяток-другой рублей. Но когда Департамент финансовых расследований КГК потянул за эту тоненькую ниточку, на свет божий был вытащен целый клубок махинаций. И если бы не четкая и принципиальная реакция государства, жертвой обмана мог оказаться любой. Это, кстати, еще один наглядный пример для тех, кто ратует за полную свободу бизнеса...

За эту безделушку Алексею Юркевичу пришлось переплатить в 6 раз.

Работники почтовых отделений были свидетелями разочарований, постигших людей прямо у окошка выдачи посылок. «Помню, как одна женщина плакала, вскрыв пакет от «Эмисана», — рассказывает сотрудник почты. — Видимо, покупала что-то для подарка близкому человеку, но в итоге обнаружила внутри совсем не то, что ожидала».

В этой ситуации, конечно, можно было бы в очередной раз призвать наших читателей к бдительности. И сказать, что жертвы обмана по доброй воле оплачивали баснословные посылки. Однако важно понять, что мошенники из Пинска действовали без разбора: в сети их операторов, прошедших хорошую психологическую выучку, попадали вполне трезвомыслящие серьезные люди, которых трудно упрекнуть в легкомыслии. Поэтому правильнее будет отметить, что государство не делит своих граждан на более или менее доверчивых. Каждый человек должен быть защищен — это неукоснительное требование Президента. И этот постулат четко сработал в деле о массовом обмане по почте. Работа трех колл-центров остановлена. Руководители «Американ Бай» и «Эмисан» находятся под стражей.

Департамент финансовых расследований предлагает всем пострадавшим от деятельности вышеупомянутых контор обращаться по телефону (8–017) 226-53-75.

КСТАТИ

В конце февраля в «СБ» было опубликовано журналистское расследование «Фиктивных окон негасимый свет». В нем также шла речь о массовом обмане граждан: десятки людей, заказавших пластиковые окна и двери у компании с Гомельщины, остались у разбитого корыта — ни денег, ни товара. Хитроумные бизнесмены затеяли даже ликвидацию своего предприятия «Окникс Люкс», заявляя несчастным заказчикам: мол, чего вы хотите от банкрота…

В этом случае реакция правоохранительных органов тоже была принципиальной: газета получила ответ из управления уголовного розыска УВД Гомельской области. В нем сообщается, что «по результатам проверки получены сведения, указывающие на совершение со стороны должностных лиц данного предприятия мошеннических действий». Управлением Следственного комитета по Гомельской области в отношении учредителя «Окникс Люкс» возбуждено уголовное дело.

rud@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter