3 августа исполняется 75 лет с момента начала «рельсовой войны»

Концерт на рельсах

«Рельсовая война», «Концерт», «Багратион» — кажется, эти названия помнит даже двоечник. Три этапа партизанской войны, которым уделялось особое значение во время подготовки операции по освобождению Беларуси от немецко–фашистских захватчиков. Именно по белорусской территории проходили основные автомобильные и железные дороги, связывавшие тыл Германии с фронтом, по которым получали снабжение гитлеровские войска. Именно по этим коммуникациям в ночь на 3 августа 1943 года нанесли удар около 74 тысяч белорусских партизан. Познакомиться с уникальными документами, в которых отражена история «рельсовой войны», можно в Национальном архиве, где накануне открылась выставка под названием «Минный «Концерт» для оккупантов».


Реальные размеры партизанского движения на территории нашей республики не осознаются до тех пор, пока не столкнешься с самыми надежными свидетелями истории — документами. Вот они, приказы Центрального и Белорусского штабов партизанского движения, вот она — размашистая подпись Пантелеймона Пономаренко, сделанная красным карандашом: именно им руководитель партизанского движения любил подписывать документы. Вот они, карты, на которых красными же флажками обозначено, где располагаются партизанские бригады, и черными молниями отмечены те из них, где имелись полевые радиостанции, — ярких пятен на территории республики не десяток и не два. Вот учебные пособия по подрыву рельсов и уничтожению эшелонов противника на русском и белорусском языках, как кому удобнее, ведь в отрядах сражались все — белорусы, русские, украинцы, избежавшие уничтожения евреи, казахи, грузины. Их фамилии читаешь тут же в списках бригад, видишь, что часто в леса уходили целыми семьями, с горечью обнаруживаешь напротив имен бойцов краткие пометки — «погиб».

Маргарита Старостенко
— В чем уникальность операции «Рельсовая война» — она была массовой и охватывала одновременно не только территорию Беларуси, но и Украину, Смоленскую и Кировскую области, Литву и Латвию, — заведующая отделом Национального архива Маргарита Старостенко проводит для нас экскурсию. — До этого времени партизаны совершали отдельные вылазки и подрывы. Здесь же в каждый партизанский отряд прибыли минеры из Красной Армии, которые обучали и непосредственно показывали, как производить выплавку тола, устраивать так называемые чертовы кухни, в которых тол выплавлялся из неразорвавшихся бомб и снарядов.

За первый и второй этап «рельсовой войны» на территории Беларуси партизаны взорвали более 211 тысяч рельсов, под откос был пущен 2.171 вражеский эшелон, 6 бронепоездов, взорвано 295 железнодорожных мостов. С трепетом перелистываю толстые папки с заполненными от руки наградными листами. Орден Красной Звезды — «партизанскому оружейнику» Тенгизу Шавгулидзе, придумавшему систему железных клиньев, при помощи которых поезда можно было пускать под откос без взрывчатки, изобретателю самодельных гранат и даже партизанского ружейного гранатомета. Звание Героя Советского Союза посмертно — 17–летнему уроженцу Косcовского района комсомольцу Николаю Гойшику, партизану–диверсанту отряда им. Черткова. Кому не рассказывали в школе про Колю Гойшика, пустившего под откос 7 эшелонов, а за восьмой заплатившего собственной жизнью? 10 килограммов тола в сумке через плечо, которую он взорвал на себе, бросившись на рельсы. Хроника побед, хроника потерь, живые страницы нашей истории.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter