Послесловие к концерту Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова в Минске

Концерт, как черная икра

В советские дни билет на Рихтера был, как черная икра: вроде и недорого, а попробуй достань! Получалось, как у Жванецкого: «Кто в первом ряду сидит? Уважаемые люди сидят: завсклад сидит, директор магазина сидит, сзади товаровед сидит».

В наши дни билет на Анну Нетребко, как черная икра: очень дорого! Хотя дороговизна — понятие относительное. В Москве билет на такой же точно концерт официально стоил 2000 условных единиц, а у нас — всего–то 400. Не диво, что во Дворце Республики среди пришедших услышать и увидеть прославленную оперную диву и ее звездного супруга, были не только наши меломаны, но и много иностранцев.


Впрочем, в Москве аналогичный концерт проходил в Концертном зале имени Чайковского с его прекрасной акустикой, в которой человеческий голос способен звучать без всякого микрофона, наполняя целебными вибрациями все пространство вплоть до самых последних рядов.

У нас же концерт проходил в зале помпезном и поместительном, но лишенном самого главного — акустики. Именно живой звук несет в себе здоровье. Не потому ли дирижеры отличаются особым долгожительством, что изо дня в день пребывают в самом перекрестье теплых вибраций скрипок, виолончелей, валторн, певческих голосов?

В Большом зале Дворца Республики никаких вибраций нет, а есть только микрофоны, издающие шип. И вот за этим шипом и треском, как за толстым и мутным стеклом аквариума, свершалось чудо оперного пения.

Счастливчики, сидевшие в первых рядах, сумели–таки расслышать живую Анну Нетребко и живого Эйвазова, который, по мнению многих, оказался ни на йоту не хуже своей суперзвездной супруги. А скромные обитатели 28–го ряда (в их числе ваша покорная служанка) могли только догадываться, насколько хороши Нетребко и ее супруг Эйвазов. Кстати, он вырвался в Минск всего на 4 часа. В Большом театре России полным ходом идут репетиции «Пиковой дамы», куда Эйвазов приглашен на роль Германа.

Почему же этот замечательный концерт проходил не в Белгосфилармонии и не в оперном театре, где имеется вполне приличная акустика? Ответ лежит на поверхности. Окупаемость мероприятия зависит от количества мест и цены проданных билетов. В Большом зале Дворца Республики 2.700 мест, в Большом театре Беларуси — 1.163 места, в концертном зале Белгосфилармонии — 688. Нетрудно подсчитать, какой должна быть цена билета, чтобы провести такой концерт в относительно небольшом акустическом зале.

Поэтому у организаторов не было другого выхода, и нам остается лишь поблагодарить концертное агентство «Берин арт менеджмент» и лично Максима Берина за то, что они привезли к нам артистов такого невероятного класса.

Но совершенно очевидно, что новый большой концертный зал, соответствующий статусу нашей столицы, просто необходим. Чтобы наши люди имели доступ к классической музыке в живом и качественном звучании.

juliaandr@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter