Концепция государственной жилищной политики Республики Беларусь на 2012—2015 годы (окончание)

Основные задачи жилищно-коммунального хозяйства на 2012—2015 годы...

(Окончание. Предыдущую часть читайте ЗДЕСЬ)

12. Эксплуатация жилищного фонда и тарифная политика в сфере жилищно-коммунального обслуживания населения

Основные задачи жилищно-коммунального хозяйства на 2012—2015 годы — снижение затрат на оказание эксплуатационных услуг за счет внедрения прогрессивных энерго- и ресурсосберегающих технологий, увеличение объемов капитального ремонта и тепловой модернизации жилищного фонда при сокращении сроков их проведения, улучшение благоустройства территории, прилегающей к жилым домам.

Техническая эксплуатация жилья

Государство проводит единую политику в отношении эксплуатации жилищного фонда независимо от формы собственности. За 2006—2011 годы в стране отремонтировано 7,3 млн. кв. метров общей площади жилых домов, что в 2,4 раза больше, чем за 2000—2005 годы (3,1 млн. кв. метров).

Вместе с тем проблемы технической эксплуатации и жилищных правоотношений в условиях преобладающей частной собственности на жилые помещения до конца не решены. Собственниками занята потребительская позиция, проявляется пассивность в управлении жилыми домами.

В целях изменения ситуации предусматривается передача товариществам собственников капитально отремонтированного и вновь построенного жилья для дальнейшей эксплуатации и обслуживания, обязательное накопление средств на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов, единый порядок начисления и учета средств по каждому дому (лицевому счету), защита средств от обесценивания путем размещения во вклады (депозиты) в банках, возможность получения кредитов на проведение капитального ремонта на взаимовыгодных условиях.

Для улучшения технического состояния жилых домов объемы капитального ремонта будут увеличены в текущей пятилетке не менее чем в два раза (до 3 млн. кв. метров в 2015 году).

Обязательными условиями улучшения качества технического обслуживания жилищного фонда будут являться демонополизация и формирование конкурентной среды в данной сфере с приоритетным развитием государственно-частного партнерства, а также усиление надзора за эксплуатацией жилищного фонда и качеством оказываемых населению услуг.

Тарифная политика

В основу тарифной политики в 2012—2015 годах положены два ключевых принципа:

повышение уровня возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг в увязке с ростом доходов населения;

введение дифференцированной оплаты с прогрессивным ростом тарифов при увеличении объема потребления.

Опыт внедрения в Беларуси дифференцированной оплаты за услуги водоснабжения и водоотведения в зависимости от объемов потребления показал свою эффективность. Полученный экономический эффект при действующих тарифах в 2012 году составит более 60 миллиардов рублей, а снижение объемов потребления данных услуг — около 5—6 процентов (14—15 млн. куб. метров воды, что сравнимо с годовым потреблением такого города, как Барановичи). Следующим шагом должно стать внедрение дифференцированной оплаты за услуги электроснабжения.

За 2011 год при снижении на 5,4 процента затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг платежами населения возмещалось лишь 16,4 процента при запланированных 34,5 процента. При этом доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в расходах домашних хозяйств снизилась с 7 процентов в 2010 году до 5,5 процента в 2011 году, в то время как в 2005 году этот показатель составлял 9,1 процента.

Малообеспеченным гражданам предоставляется государственная адресная социальная помощь, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг. В 2011 году получателями данной помощи на сумму 90,7 млрд. рублей стали 220,2 тыс. человек, из них на оплату этих услуг (в безналичной форме) направлено только 1,1 млрд. рублей, или 1,2 процента от общей суммы.

Бюджетом на 2012 год уровень возмещения населением затрат предусмотрен в размере 35 процентов, а в 2015 году планируется его довести до 60 процентов, а по отдельным видам услуг до уровня себестоимости (водоснабжение, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов, электро- и газоснабжение).

13. Планируемые результаты реализации государственной жилищной политики на 2012—2015 годы

Осуществится переход к единой системе государственного заказа на строительство жилья для льготных категорий граждан, увеличится доля собственных средств граждан, направляемых на жилищное строительство, до 50 процентов от стоимости строительства.

В общем объеме ввода жилья до 50 процентов вырастет доля индивидуального жилищного строительства.

Фонд жилья коммерческого использования (арендного жилья) составит не менее 2 млн. кв. метров.

За 2012—2015 годы планируется построить 28,7 млн. кв. метров жилья, что составит около 300 тыс. жилых единиц. Уровень обеспеченности населения жильем в расчете на одного жителя вырастет с 25 кв. метров в 2011 году до 27—28 кв. метров в 2015 году.

Период обеспечения с момента постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий составит 3 года для многодетных семей, 5 лет (в г. Минске — 7 лет) для:

военнослужащих;

семей, не имеющих собственного жилья, проживающих в домах, непригодных для проживания, граждан, проживающих не менее 10 лет в общежитиях, в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договорам поднайма жилого помещения, в жилых помещениях частного жилищного фонда по договорам найма жилого помещения, у которых не имеется в собственности жилых помещений;

других социально приоритетных категорий граждан.

К 2020 году срок нахождения на очереди многодетных семей и наиболее социально не защищенных льготных категорий граждан не будет превышать двух лет.

В результате выполнения настоящей Концепции будут сформированы условия для реализации прав граждан на обеспечение качественным, экологичным и доступным жильем на основе перехода к экономически сбалансированному финансированию жилищного строительства за счет оптимального сочетания государственной поддержки социально не защищенных категорий населения с новыми механизмами финансирования и поддержки жилищного строительства для широких слоев населения.

Реализация настоящей Концепции будет осуществляться в соответствии с разработанными мероприятиями под контролем Совета Министров Республики Беларусь с учетом результатов мониторинга общественного мнения.

Предложения по доработке проекта можно присылать на e-mail: hpolicy@government.by или на почтовый адрес: 220010, г. Минск, ул. Советская, 11 (Дом правительства).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter