Концепция экологического образования

Более 90 процентов сотрудников подразделений радиационного контроля не имеют базового радиоэкологического образования, в то время как специалисты-радиоэкологи порой не востребованы

Более 90 процентов сотрудников подразделений радиационного контроля не имеют базового радиоэкологического образования, в то время как специалисты-радиоэкологи порой не востребованы

Александр КУРДЕКО, ректор Белорусской государственной  сельскохозяйственной академии, доктор ветеринарных наук, профессор:

Проблема радиоэкологического образования по-прежнему остается актуальной. Это обусловлено долговременным характером последствий чернобыльской катастрофы,  геополитическим положением страны, вблизи границ которой работают АЭС сопредельных государств, строительством Белорусской АЭС, необходимостью радиационного контроля во всех сферах народного хозяйства, включая экспорт и импорт сырья и материалов, в том числе из загрязненных районов.

Систематическая работа по организации радиоэкологического образования в Беларуси началась в 1989 году, когда решением Министерства образования и науки были введены отдельные курсы по радиационной безопасности для всех студентов и школьников. В 1996 году была разработана “Концепция радиоэкологического образования в Республике Беларусь”, одобренная Национальной комиссией по радиационной защите и Министерством образования.

В Белорусской государственной сельскохозяйственной академии подготовка студентов по новой специальности “Радио-экология” со специализацией “Сельскохозяйственная радио-экология” была начата в 1994 году. В 2002 году название специальности было изменено, она стала называться “Экология сельского хозяйства”, специализация осталась прежней. Следует отметить, что академия является единственным вузом Беларуси и СНГ, где готовят специалистов-радиоэкологов для агропромышленного комплекса.

Мы впервые разработали образовательный стандарт по специальности 1-330106 – “Экология сельского хозяйства”, который утвержден и введен в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь, а также учебный план, учебные программы по дисциплинам и их методическое обеспечение.

Преподавание специальных предметов и дисциплин специализации, руководство подготовкой дипломных работ осуществляют преподаватели кафедры сельскохозяйственной биотехнологии и экологии и кафедры сельскохозяйственной радиологии. Студенты изучают общую экологию, сельскохозяйственную экологию, охрану окружающей среды, сельскохозяйственную экотоксикологию, моделирование экосистем, экологию урбанизированных территорий, экологию леса, методы экологических исследований, основы атомной и ядерной физики, радиохимию, радиобиологию, радиометрию и дозиметрию, радиоэкологию, метрологию и стандартизацию. Особенностью подготовки данных специалистов является то, что кроме экологических и радиоэкологических дисциплин студенты изучают основные технологии производства сельскохозяйственной продукции.

За девятнадцать  лет академией подготовлено более четырехсот специалистов-радиоэкологов, которые трудятся во всех областях Беларуси. Наши выпускники работали и работают главными радиологами районов, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС, специалистами сектора сельскохозяйственной радиологии и охраны окружающей среды Минсельхозпрода, специалистами отдела радиологии ГУ “Белгосветцентр” и ГУ “Беллесрад”, в Институте радиологии и его филиалах, Институте почвоведения и агрохимии НАН Беларуси, в лабораториях качества продукции и других организациях.

Однако до сих пор остается открытым вопрос о целесообразности подготовки таких специалистов, так как имеются проблемы с их трудоустройством. В связи с этим мы изучили обеспеченность специалистами-радиологами подразделений и лабораторий радиационного контроля, находящихся в ведении Минсельхозпрода.

Согласно информации департамента по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, в стране функционирует около тысячи подразделений радиационного контроля (ПРК). Наиболее многочисленна сеть подразделений радиационного контроля Минсельхозпрода, включающая около 517 лабораторий и постов. Для обеспечения контроля содержания радионуклидов в продуктах питания, сельскохозяйственной и другой продукции используется более двух тысяч единиц радиометрического и спектрометрического оборудования. Ежегодно анализируется более одиннадцати миллионов проб на содержание цезия-137 и около 18 тысяч – стронция-90. При этом более 90 процентов сотрудников этих структур не имеют базового радиоэкологического образования, их подготовка ограничена двухнедельными курсами по подготовке специалистов для сети радиационного контроля. В первые годы после чернобыльской катастрофы это был единственно возможный вариант обеспечения кадрами подразделений сети радиационного контроля. Однако к настоящему времени произошло существенное ужесточение требований к радиологическому качеству продуктов питания и сельскохозяйственной продукции, что в свою очередь потребовало оснастить ПРК более сложными приборами радиационного контроля. Поэтому для повышения эффективности работы сети радиационного контроля целесообразно создать базу данных по всем ПРК и перейти к комплектованию их персонала преимущественно специалистами, имеющими базовое радио-экологическое образование.

Радиоэкологическая подготовка студентов академии, как и студентов других вузов страны, до сих пор осуществляется в процессе изучения дисциплины “Защита населения и хозяйственных объектов от чрезвычайных ситуаций. Радиационная безопасность”. Ее изучение в вузах является одним из основных мероприятий обеспечения национальной безопасности Беларуси, поэтому данная дисциплина обязательна для изучения студентами всех специальностей и профилей обучения на первой ступени высшего образования в высших учебных заведениях страны и обеспечивает общую грамотность в области безопасности жизни и профессиональной деятельности выпускников вузов.

Согласно учебной программе, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 29 марта 2005 г. (регистрационный № ТД-ОН.001/тип.), на изучение раздела 2 “Радиационная  безопасность” отводится 36 часов, из которых 18 – лекции и 18 – лабораторно-практические занятия. Это единственная дисциплина, в процессе изучения которой студенты аграрных вузов получают радиоэкологическую подготовку. В то же время в аграрных вузах России студентам преподаются не только радиационная безопасность, но и такие дисциплины, как радиобиология, радиоэкология, сельскохозяйственная радиология, и в большем объеме.

Важность радиоэкологической подготовки студентов аграрных вузов обусловлена тем, что существенный вклад в формирование доз облучения населения вносит внутреннее облучение за счет потребления загрязненной радионуклидами пищи.

В настоящее время в вузах Беларуси, в том числе и аграрных, разрабатываются новые образовательные стандарты и учебные планы, в которых в соответствии с указанием Министерства образования на изучение раздела “Радиационная безопасность” отводится всего 17 часов, то есть в два раза меньше. Считаем, что для специалистов предприятий, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность на землях, загрязненных радионуклидами,  этого недостаточно, и для них целесообразно ввести обязательное последипломное радиоэкологическое образование в виде повышения квалификации.

Думается, целесообразно создать комиссию из представителей департамента по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, Минсельхозпрода и аграрных вузов Беларуси для разработки концепции радиоэкологического образования студентов и специалистов аграрного профиля.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter