Контрольный замер

На жатве каждый комбайн на вес золота...

В режиме ожидания


На жатве каждый комбайн на вес золота. Бывает, техника из–за поломки простаивает. Самим хлеборобам обидно, но, что поделаешь, — случается. Но исправная машина на приколе — это уже экономическое ЧП. Деньги за нее уплачены немалые, а за всю уборку не намолотила и килограмма зерна. В чем смысл такой модернизации?


СПК «Орля» Щучинского района. Здесь 4 комбайна из 13 еще не выходили в поле. Простой в хозяйстве объясняют нехваткой механизаторов. Но ведь проблема возникла не внезапно. О ней знали здесь заранее. Почему загодя не пригласили комбайнеров из других хозяйств? Вот и неудивительно, что уборка зерновых в «Орле» затянулась. Что в итоге сказалось и на урожайности.


Увы, случай не единичный. У начальника управления КГК Гродненской области Сергея Шевчика информации для анализа хватает. В РСУП «Совхоз «Лидский» Лидского района без дела всю жатву простояли 2 комбайна из 11. Контролеры выяснили, что механизаторов в хозяйстве хватает. Но во время уборки они почему–то были заняты на других не очень срочных работах.


А вот еще пример необъяснимой расточительности. В слонимском районном унитарном сельскохозяйственном предприятии «Новодевятковичи» выбросили на свалку 15 тонн зерновых отходов. Выбросили и забыли. Но, как потом показал анализ проб, в этой смеси было от 64 до 83 процентов зерна. При повторной переработке оно очень бы пригодилось хозяйству. Здесь же посчитали иначе: нет отходов — нет проблем. Ущербная какая–то арифметика.


Несухой остаток


Со специалистами гомельского Комитета госконтроля отправляемся в КСУП «Имени Кутузова» в Калинковичском районе. Предприятие работает без зерносушильного оборудования. Уже не первую уборочную. Проблема известна и местным, и областным властям. Поэтому к 1 августа — в пик жатвы — здесь планировали запустить экспериментальный зерноочистительно–сушильный комплекс (ЗСК) производства ОАО «Калинковичский ремонтно–механический завод». Но пуск не состоялся.


Оказывается, первоначально дата ввода планировалась на... октябрь–ноябрь. Однако события решили поторопить, что логично: кому нужен ЗСК после уборки? Завод–изготовитель комплекс поставил в нужный срок. А вот теплогенератор — единственную в нем импортную составляющую — до сих пор ждут из Польши. Таковы были изначальные условия поставки, которые не удалось изменить.


И.о. директора хозяйства Владимир Казаченко, однако, не отчаивается. Рукой указывает вдаль. Там бодро пыхтит сушилка 70–х:


— Большую часть зерновых мы убрали в нормальную погоду. А на дожди, как видите, есть у нас действующая часть старого ЗСК и несколько напольных сушилок...


Оборудование из советского прошлого. Сушка воздухом при помощи вентиляции — метод, конечно, проверенный, но при настоящих хлебных объемах весьма сомнительный. Чтобы просушить зерно нынешней влажности, — а местами этот процент доходит до 30 — нужно трое–четверо суток. Так что очередная партия с поля «становится» в очередь...


Какой вывод? Вроде и в нормальном ритме идет работа. Но есть проблема в техническом обновлении, планировании таких проектов. Отсюда и нестыковки. Авралы в страду. Еще одна заметка в блокноты руководителей к будущему сезону.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter