Контрольный выстрел Пинигина

Спектакль "N 13" в постановке Николая Пинигина - отнюдь не холостой патрон в репертуарной обойме Малого театра, которым руководит актер Игорь Забара.
Спектакль "N 13" в постановке Николая Пинигина - отнюдь не холостой патрон в репертуарной обойме Малого театра, которым руководит актер Игорь Забара. "Комедия" и "Арт" обрели с рождением этой постановки достойного собрата.

Очевидно, что вряд ли какой-либо столичный спектакль может тягаться с "N 13" в визуальной изощренности. Сценография Зиновия Марголина и костюмы Елены Игруши - это максимум стиля, который продемонстрирован сегодня на столичной сцене. Высокая и для большинства художников недостижимая планка. Прежде всего по материальным причинам. Неподготовленный зритель оказывается сраженным сразу после того, как открывается занавес. Пиршество красок гипнотизирует. Ах!.. И зал дружно вздыхает. Главный крючок он заглотил. Не церемонясь, Пинигин сразу делает "контрольный выстрел". Но очевидно то, что пьеса Рэя Куни пока сильнее спектакля Пинигина... Если после московской пьесы Владимира Машкова критика писала, что спектакль превратился в бесконечную череду гэгов, то о минской премьере этого сказать нельзя. "N 13" - добротная комедия положений в классическом духе, местами действительно смешная, местами вполне предугадываемая. Клубок любовных и детективных интриг лихо сплетается на глазах изумленного зрителя, заставляя удивляться фантазии драматурга. Хотя, по сути, пьеса откровенно не нова - приключения оживающих мертвецов и неудачных любовников - заезженная колея в драматургии. Интерес может вызвать только та наглость, с которой драматург использует избитые приемы, выдавая их за нечто новое.

За полчаса до спектакля актеры с вешалками нервно бегали по крыльцу Дома офицеров, а Зоя Белохвостик выясняла отношения с импозантным мужчиной с усами. До этого знакомая из одной популярной газеты долго убеждала, что премьера отменена. Ах! Говорили же Забаре, не называй спектакль "N 13"... Но пьеса оказалась не такой уж "черной". Ну возятся с трупом все время, ну так он потом оживает и всем весело. И окно это чертово хоть всех калечит, но не смертельно же. Пьеса ценна не этой "чернотой" (трупы, кстати, опять в моде - вспомните "Второстепенных людей" Муратовой или "Механическую сюиту" Месхиева), а изящным английским юмором, тонким, мягким, ироничным, и яркой комедийной палитрой характеров. В ней есть прекрасная возможность покуролесить актерам.

Понятно, что премьера еще сыра, намечены лишь контуры будущего театрального рисунка. Рисунок получится дорогим, буржуазным, для спокойной респектабельной публики, не столько уставшей от театральных экспериментов, сколько не приемлющей этих экспериментов в принципе. Вот текст, вот разноцветные актеры в едкой "кислоте". Забара решил "позажигать" с Хитрик. Теперь труп спрятать надо. Все ясно и понятно.

"Но нужен ли цирк в театре?" - спросит злостный завистник, поборник традиций. Конечно! Цирк, шоу - уже неотъемлемая тенденция современного развлекающего театра.

Сам актерский ансамбль подобран с кинематографической достоверностью, где главным критерием является соответствие типажу. Если Зое Белохвостик, Александру Молчанову, Игоре Забаре и Анне Хитрик еще есть место, где разыграться, то остальным участникам спектакля остается быть просто уместными мелкими камешками в узоре, без которых, впрочем, не было бы всего калейдоскопа.

Вообще, "N 13" абсолютно не нуждается ни в какой критике. Сделанный уверенной рукой классика, он хорош сам по себе, как спектакль, поставленный для зрителя и ради зрителя, как добротный образчик коммерческого театра. Театра-ярмарки, театра-пустышки, театра-попсы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter