Рост доли бизнеса в ВВП — это и устойчивые зарплаты, обеспеченные реальным трудом, и новые рабочие места, и высокоэффективные современные производства. Но что же является сдерживающим фактором?

Контрольный вопрос

Бизнес общепризнанно является одним из драйверов экономического роста. На этом 21 апреля сделал акцент и Президент в своем Послании белорусскому народу и Национальному собранию. Сейчас доля предпринимательства в ВВП страны составляет около 28 процентов, к 2020 году Министерство экономики рассчитывает увеличить ее до 38—40 процентов. Интересы государства в этом плане целиком совпадают с интересами самого бизнеса: рост его доли в ВВП — это и устойчивые зарплаты, обеспеченные реальным трудом, и новые рабочие места, и высокоэффективные современные производства. Но что же является сдерживающим фактором? Многие таковым называют контрольную деятельность государства. Впрочем, мнения экспертов по этому поводу традиционно расходятся.

Проверка конкуренцией

Виктор Маргелов, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства, член рабочей группы по стимулированию деловой активности

Проблемы отечественного бизнеса в плоскости проверок и чрезмерной зарегулированности начались не сегодня и даже не вчера. Вся вторая половина 90-х годов ХХ века и начало нулевых века нынешнего прошли под знаком непрерывных проверок. Недовольство и одновременная апатия бизнеса росли. Проблема требовала решения.

В итоге в 2009 году был издан Указ № 510 “О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности”, который в большей степени упорядочил проверки, однако всех проблем не решил. Да, с его ратификацией их (проверок, а не проблем) количество уменьшилось примерно в два раза. Но при этом и поступления от штрафов за нарушения в масштабах страны стали раз в десять больше — если брать за основу для сравнения 2008 год.

Разумеется, такой подход являлся и является тяжелейшим бременем для субъектов хозяйствования. И представителей малого и среднего бизнеса в первую очередь. Впрочем, и должностным лицам, и простым людям тоже не позавидуешь. Факты свидетельствуют: в 2016 году в стране было зафиксировано около 4,4 млн административных правонарушений. По сути, каждый среднестатистический трудоспособный белорус что-то нарушал. Так что же, мы — страна преступников? Скорее, нужно говорить о банальном несовершенстве законодательства.

Отрадно, что сейчас Президент жестко поставил задачу: присутствие контролеров на предприятиях должно быть сведено до минимума. Ведь что получалось до сегодняшнего дня? Различные госорганы, наделенные функциями контроля и надзора, день и ночь реализовывали всевозможные планы (иногда стандартные, а порой — весьма “креативные”) по сбору штрафов. Госстандарт, к примеру, за неполный 2016 год выявил свыше 600 нарушений в объектах розничной торговли... по “перечному вопросу”. Это когда при проверке в пачках с перцем обнаруживается плесень. Хотя соответствующие подразделения Госстандарта непременно выдавали сертификат на эту партию, благословляли на реализацию — а потом за это же жестко наказывали. На вопросы в судах о том, что конкретно нарушили торговцы, получившие такой товар от поставщика, сегодня звучит примерно такой ответ: “Ничего, но штраф правомочен: плесень-то обнаружена”. Все происходит в стиле дедушки Крылова: “Ты виноват уж в том, что хочется мне кушать”.

А если без лирики, то начинать решать проблемы проверок нужно с первопричины — отмены устаревших нормативных правовых актов и недопущения рождения им подобных. Кстати, в проекте готовящегося декрета и пакете проектов иных документов ведется работа как раз в этом направлении. Подготовлены также изменения в Указ № 510 (о контрольно-надзорной деятельности), где меняются правила проведения проверок. В частности, на полгода будет объявлен мораторий на плановые проверки, сокращен список контролеров.

Все вроде бы логично. Но гарантий того, что присутствие контролеров и до, и по истечении этого срока станет минимальным, — нет. Дело в том, что 80 процентов от всех проверок в стране — внеплановые. Абсолютное их большинство проводится на основании жалоб. Как показывает практика, процесс этот управляем. А значит, и штрафов можно будет взыскивать столько, сколько нужно.

В связи с перспективой такого поворота инициатива делового сообщества выглядит следующим образом. Да, сегодня необходимо уменьшать государственный контроль за соблюдением законодательства. Но при этом следует внедрять никак не анархию (которая через полгода может обернуться новым витком ужесточения контрольно-надзорной деятельности), а то, что во всем цивилизованном мире носит название “саморегулирование”. Речь идет о создании систем совместного поддержания законодательства, которые формируются в бизнес-среде.

В частности, внеплановые проверки по жалобам вполне возможно заменить самопроверками — внутри делового сообщества. Тем самым в сухом остатке можно будет достичь несколько целей: сократить госрасходы на осуществление контрольно-надзорной деятельности и реальное количество проверок, уменьшить суммы собираемых штрафов при активизации предпринимательской деятельности, не допустить серьезного ухудшения исполнения действующего законодательства. Предприниматели к такому развитию событий готовы.

Нужны дисциплина и технологии

Борис Паньшин, профессор экономического факультета БГУ

Президентом объявлен курс на раскрепощение инициативы предпринимателей. Уже отменены регулярные проверки МЧС, вдвое сокращен перечень административных регламентов и процедур для малого бизнеса, существенно упрощены контрольные требования для кафе и ресторанов. Главные цели — создать еще более комфортную для бизнеса среду и увеличить стимулы для роста его вклада в экономику и социальное развитие страны.

Но проверки никто не отменял, они есть и будут. Это в интересах наполнения государственного бюджета и каждого из нас.

В первую очередь для обеспечения безопасности и качества продовольствия и услуг и контроля за ценами. Ультралиберальные “рыночники” почему-то убеждены, что государство в экономике должно регулировать только безопасность, а качество продуктов питания и услуг оставить на усмотрение производителя. Но это бред. Если оглядываться назад, то можно ясно увидеть, что нас ожидает в случае ослабления государственного контроля. Стоит только вспомнить последствия главной экономической глупости 1990-х годов — что невидимая рука рынка все сможет отрегулировать. Тогдашняя наша беда состояла в том, что “рыночники”, открыв шлюзы для частного бизнеса, не позаботились о создании полномасштабной системы контроля, действуя по демагогическому принципу “разрешено все, что не запрещено”.

В современных условиях введение моратория на проверки потребительских рынков в Казахстане и Украине привело к резкому увеличению количества жалоб на качество продовольственных товаров и обслуживание. В то же время, очевидно, что нет нужды в пристальном контроле ремесленников, парикмахеров, шиномонтажников и других предпринимателей, которые продают товары, сделанные своими руками, и оказывают клиентам услуги без посредников. Здесь работает самоконтроль.

Сейчас в стране продолжается оптимизация работы контролирующих органов. Повышается уровень их взаимодействия, планы проверок заранее публикуются на соответствующих сайтах, внеплановые проводятся в зависимости от сигналов и рисков возможного вреда. Результатом этой работы станет как сокращение бюджетных трат на проведение различных проверок, так и снижение уровня потерь от нарушений налогового законодательства, действий махинаторов и прочих недобросовестных участников. А потери эти в масштабах государства, к сожалению, немалые.

К примеру, “Минсктранс” каждый день теряет примерно 40 тысяч рублей из-за “зайцев”. Это 150 средних пенсий. Только за день. За месяц это уже почти 5 тысяч, а за год составляет более 16 млн рублей — это почти

2 процента от оплаты пенсий, или более 300 непостроенных квартир для льготников. И это потери только из-за маленьких “зверушек”, а если подсчитать потери от средних и крупных, то станет очевидным: контроль необходим. Проблема состоит в том, как его усовершенствовать и в части “государева ока”, и в части самоконтроля бизнеса. То есть привести в соответствие с современными условиями ведения бизнеса и инструментами контроля на основе применения информационных технологий. Многое уже практически осуществляется и дает немалый эффект.

Созданные в соответствии с Директивой № 2 службы “одного окна” в исполкомах и на предприятиях сокращают затраты на обращения граждан, камеры наблюдения фиксируют нарушения на дорогах, в магазинах, банках и других общественных местах. В совокупности все это формирует безопасную среду в обществе и экономике и оказывает мощное профилактическое действие на любителей нарушать законодательство. Мировой опыт показывает, что, для того чтобы сделать страну еще более привлекательной для жизни, необходима строгая дисциплина и самодисциплина.

Сегодня общий посыл в организации проверок Президентом определен как “не навреди”. И потому в части госконтроля важно оперативно выработать такую схему взаимоотношений проверяющих с предпринимателями, в которой была бы четко и однозначно определена ответственность и чиновников, и предпринимателей. С другой стороны, и граждане не должны устраняться от контроля и самоконтроля. Государство не может все решить за всех. Для этого население и бизнес должны быть постепенно оснащены технологиями контроля. Это даст значительный эффект. К примеру, электронная маркировка шуб в России привела к увеличению роста легальных продаж сразу в 16 раз в течение одного года. В этом направлении и нужно двигаться.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter