Контрольная забота

Перед старшеклассниками замаячила перспектива: учебники — в сторону, вперед — на поля!

Перед старшеклассниками замаячила перспектива: учебники — в сторону, вперед — на поля! Повод для неплановых каникул — необходимость оказать помощь аграриям в уборке урожая овощей. Председатель Мингорисполкома Николай Ладутько уже дал поручение «изучить вопрос» о мобилизации подростков на трудовой фронт. В кабинетах мэрии разрабатывается план наступления юных горожан на картофельные гектары, а педагоги, родители, дети обсуждают инициативу столичного руководства. Мнений — что сортов «бульбы». От уныния («Не царское это дело! Я что, нанимался?») до восторга («Упс! Даешь картошку вместо контрольных и диктантов!»). Выдвигаются и куда более взвешенные аргументы «за» и «против». Надеемся, к их числу можно отнести доводы авторов нашей дискуссионной рубрики. Один из спорщиков видит в «трудовой четверти» «римейк» незамысловатой практики использования дешевой рабсилы. Другой полемист возражает: мол, избалованному компьютерному поколению трудотерапия и свежий деревенский воздух — только на пользу. А какая позиция ближе вам, уважаемые читатели?


Не отвлекать: идут уроки


— Из пункта А в пункт В по утрам всю неделю выруливает автобус со школьниками. Вспомни, Роман, детство золотое, таблицу Пифагора да подсчитай... Нет, вычислять количество собранных ребятами ведер картошки, кочанов капусты тебе не предлагаю. Не считай мне и литры бензина, сожженного в поездках трудовых бригад. Хотя вышеперечисленное важно, но все же основные вопросы задачки такие: сколько дней старшеклассники будут наверстывать нарушенный картофельными каникулами учебный график, если известно, что в расписании каждый день по 6 уроков? С какими знаниями подойдут к итоговым контрольным работам первой четверти будущие выпускники? И как скажется отсутствие на занятиях по уважительной аграрной причине на грядущих экзаменах — школьных и университетских?


Когда где–то аврал, велик соблазн использовать административный ресурс. Когда не справляются профессионалы и сложно искать волонтеров, проще простого «без разговорчиков в строю» щелкнуть пальцем: где тут учащиеся и военнослужащие? Понятно, что банковского клерка из офиса на свекольную плантацию не затащишь. И чиновника от забот о судьбах Родины никак оторвать нельзя. А тут — молодо–зелено, легкие на подъем ребята и девчата заполнят любую прореху. Но такая лозунговая тактика срабатывала в советские времена, впечатляла, подчиняла другое поколение. Нынешние тинейджеры затрагивают в разговорах с педагогами, которым предстоит нести разумное, доброе, вечное прямо в борозде, всякие неудобные вопросы: «А сколько мне заплатят? А по какому курсу? Я что — крайний? Где сельчане?»


Инициатор выездов школьников в поля говорит, что одна из задач кампании — в добыче свеклы и морковки для натуральных соков: «Ручками своими соберут, привезут и будут потреблять». Дескать, производство полезных напитков с витаминами наладят в школьных столовых. Да и родители вроде не прочь сэкономить, отказавшись от импортных нектаров. Миссия, конечно, благородная, но не всех вдохновляющая — джентльмены из 11 «А» предпочитают отнюдь не свекольный сок...


Но дело даже не в витаминах, а в принципе. После летних каникул ребята только начали адаптироваться к рабочему режиму, едва втянулись в учебный процесс (у многих, кстати, это сопряжено с межсезонным ослаблением организма), а тут грядет новая встряска, новые непривычные условия, к которым опять нужно приноравливаться. А взрослые — жестко экспериментируют над биологическими часами отроков, чей возраст неспроста называют трудным, переходным.


Вот признайся, Роман, не мучает тебя совесть, когда смотришь на школьников? Ты только разогреваешь двигатель авто, чтобы ехать на работу, а они уже вовсю борются с биссектрисами и гипотенузами. Вечером ты приезжаешь домой и, растянувшись на диване, смотришь комедийный сериал, а у школяров — вторая смена: домашние задания, кружки, секции, музклассы, занятия на подготовительных курсах вузов. В субботу ты релаксируешь на природе, а подростки продолжают грызть гранит науки, потому что в понедельник — тесты, контрольные, диктанты, «уклоны» и «углубления». Заметь, никто не платит им за то, что тянут эту лямку! Наоборот — папы с мамами отдают всеобучу часть нелишних для семьи денег: в виде налогов, отчислений на учебники, внешкольные мероприятия, нужды родительских, попечительских комитетов и т.д. Хорошо, что еще никто не придумал организовать поборы на топливо для автобусных рейсов из школ на поля!


Любой школьник уже в сентябре мне напоминает начинающего «плыть» на ринге боксера. Пропущенные удары следуют чередой. Хрясь в нос — это «домашка» по пяти предметам! Хук справа — словарный диктант по английскому. Хук слева — поделки к уроку труда. В сутках всего 24 часа, их пареньку не хватает, он пытается уклониться от ударов, а тут апперкот в челюсть — районная олимпиада по математике, сверхурочная зубрежка. Потом — неизбежные психологические нокдауны, ведь приходится метаться между тренировками, музицированием, репетиторами. Отовсюду: «Ты должен. Ты лучший. Ты можешь». Как вариант: «Ты двоечник поганый. Лентяй. Позор семьи». Нет времени на нормальную еду (вот откуда — чипсы и «кола» с видом на гастрит), хочется плюнуть на все и забыться (отсюда пиво, курево и компании пофигистов). А еще садится зрение, кривизна осанки гарантирует «орден Сутулова». Эксперименты продолжаются — и один из них — уборка урожая в начале учебного года, потому что паровоз потерянного среди кочанов капусты времени придется догонять с утроенной энергией. А где ей взяться и у всех ли хватит сил?


Есть у проблемы еще один важный фактор — учительский. У педагогов, напомню, есть своя работа, планы, мало привязанные к заботам аграриев. Инспекторов, проверяющих успеваемость учеников, мало заботят тонны капусты, собранные ребятами в подшефном СПК. И об этом в солидных кабинетах тоже могли бы вспомнить.


Прогноз:


Надеюсь, в исполкомах будут учтены все нюансы. А ребята останутся там, где положено им быть осенью, — в классах. Нагрузки у них сродни спортивным, а смена режима на полевой, тем более в «простудный» период, помешает старшим школьникам набрать оптимальную для учебы форму.


Самый полезный урок


— Боксеры, говоришь? Как ни странно, я с тобой соглашусь. В самом деле, мордуют детишек контрольными, бьют непомерными учебными нагрузками, а вечерами еще добавляют под дых домашними заданиями. Прямо некогда прильнуть к компьютерным играм, чтобы еще больше испортить зрение и затуманить мозги! Так вот, Андрей, в этой ситуации сельхозработы для школьников — вовсе не еще один удар, а спасительный перерыв между бойцовскими раундами. Время, когда можно вырваться из стен классов и квартир, вдохнуть свежего воздуха и хоть немного окрепнуть физически. Будь моя воля, я бы ввел обязательную «трудовую четверть» на весь благодатный сентябрь.


Вспоминаю себя в возрасте нынешних старшеклассников: мы искренне считали, что осенний выезд на поля действительно позволяет продлить каникулы. Вместо диктантов и лабораторных работ — природа, деревня, лес. Никаких звонков и оценок, почти самостоятельная, почти взрослая жизнь в отрыве от привычных, но набивших оскомину школьных условностей. Ни формы тебе, ни дневников — брезентовая куртка, резиновые сапоги и приятная усталость после трудового дня. Которая, впрочем, не мешала устраивать почти ежевечерние мини–дискотеки. Я тогда, правда, уже учился в педучилище, но до сих пор жалею, что мы не начали ездить «на картошку» еще в школе. Поэтому немного завидую теперешним школярам, у которых такая возможность может появиться.


Ты говоришь, будто сельхозработы отрывают от процесса получения знаний? Да они дополняют и разнообразят этот процесс! Дают бесценные знания, не включенные в обязательную программу, но весьма помогающие в дальнейшей жизни. Это умения и навыки, которые далеко не во всех семьях прививают. Я, насколько помню, к 16 годам не знал, фигурально выражаясь, с какой стороны подходить к лошади. А «на картошке» научился лихо править кобылой, подвозя молоко в бидонах от фермы к деревне. Научился работать лопатой так, чтобы не ныла спина и не затекали руки. Наконец, научился ездить в кузове грузовика, сортировать и чистить картошку, самолично жарить драники... Родители, ограждающие свое чадо от трудностей, вряд ли этому научат: они скорее вывезут изнеженного школьника на курорт и будут кормить виноградинками с руки. «Ах, мальчик так измучился в школе!» А позже, когда сынок пойдет в армию, будут охать уже от того, что их ребенок оказался совершенно неприспособленным к самостоятельной жизни. Ты, я думаю, сам видел солдатиков, не способных подтянуться и падающих после 10 отжиманий. Это как раз те, кого в школьном возрасте не пускали в деревню.


Кроме несомненной оздоровительной пользы, дети обязательно, на мой взгляд, должны получить представление о, так сказать, сельскохозяйственной стороне жизни. Чтобы не думали, будто овощи добываются исключительно в ближайшем супермаркете. Какая у нас профориентация преобладает? Офисно–бумажная да мониторно–клавиатурная. Смартфон–поколение видит свою будущую работу обязательно за компьютером, среди сводок и цифр, в галстуке и с чашечкой кофе. В итоге у нас появляется армия безработных менеджеров, масса бездельников с экономическим или юридическим образованием. Потому что никто из них не был приучен к физическому труду. Хотя бы один месяц из 12 можно выделить для этого важного «предмета»?


Школьный выезд «на картошку» — это еще и удачная обстановка для социализации подростка. Первый опыт взрослой жизни в коллективе. Отсутствует шелуха внешних признаков состоятельности вроде купленных родителями электронных гаджетов. Нет привычной атмосферы школьного соперничества, кто лучше написал сочинение или выучил урок. Там, на поле, сразу видно, кто есть кто. Кто по–настоящему пашет, а кто бьет баклуши. Мнимые лидеры сдуваются, появляются настоящие... И для сплочения класса нет ничего лучше такой совместной работы — осенняя «картошка» обычно с удовольствием вспоминается до следующего лета.


А теперь я призову на помощь интернет–сообщество. Очень показательна реакция наших соседей из России и Украины на эту новость. Некоторые комментарии проникнуты откровенной завистью:


«Эх, в советское время так было везде: мы собирали урожай, привозили что–то домой родителям, свежий воздух, природа. Красота! Неужели лучше пьянствовать по подворотням, курить в туалетах, зависать в компьютерных клубах и стонать о тяжелой жизни? Нет, урожай собирать — это намного полезней!»


«У нас в России уже дожились, каждый второй ребенок после пятого приседания в обморок падает, пришлось фактически физкультуру отменять. Курить и пить в первом классе начинают, а в Беларуси дети намного здоровей и там правильно делают, хоть как–то надо давать физическое развитие».


Добьет тебя реплика жителя Украины, который с горечью написал:


«Если в Беларуси школьников привлекают на работы в сельское хозяйство, это говорит хотя бы о том, что оно у них есть...»


Прогноз:


Начинание Мингорисполкома будет поддержано по всей стране, и вскоре уборка урожая станет непредставимой без школьников. Сентябрь объявят месяцем полезного труда, и городские ребята постепенно избавятся от известного высокомерия, научившись уважать труд сельских жителей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter