Контроль с пристрастием

Парадоксальная ситуация: контролирующих органов в сфере торговли хоть отбавляй.
Парадоксальная ситуация: контролирующих органов в сфере торговли хоть отбавляй. "Не успеваем за проверяющими дверь закрывать", - стонут директора магазинов, а порядка как не было, так и нет. Инструкции и циркуляры сыплются на торговлю словно из рога изобилия. Увы, постичь суть многих новшеств даже опытные торговые работники подчас не в состоянии. Очевидно, одними карательными мерами покупателя не защитишь. Вот и решили в Минском обществе потребителей: нужно сперва растолковать продавцу, что к чему в нынешних правилах торговли, а уж потом спрашивать. Эту просветительскую миссию руководство общества доверило своим общественным инспекторам и корреспонденту "СБ".

Сказать, что хлеб общественного инспектора нелегкий, - значит не сказать почти ничего. 5 - 6-часовой рейд после 8-часового рабочего дня - испытание еще то, в чем я убедилась на собственном опыте. А вот для общественных инспекторов общества потребителей Ольги Ивановой и Любови Богдан вечерние походы - дело привычное. За один рейд, как правило, удается проинспектировать максимум два магазина: нарушений столько, что лишь на составление акта проверки уходит 1,5 - 2 часа.

Наш совместный вояж начался с посещения кафетерия минского универсама "Первомайский". Пока я обозревала булочки с пирожными, мои спутницы занялись делом, скрупулезно изучали начертанную на ценниках информацию. "Так-так, - приглядывается Ольга Семеновна к аппетитному бутерброду с горбушей. - Горбуша соленая, батон, масло крестьянское, белки, жиры, углеводы - все, что покупателю положено знать, расписано. Всего 137 килокалорий получается. Срок и условия хранения тоже указаны: 3 часа при температуре от плюс 2 до плюс 6". По ее примеру уже и я придирчиво вчитываюсь в рецепт приготовления воздушного произведения кулинарного искусства "Рафаэлло": мука высшего сорта, сахар, яйцо, кокосовая стружка, маргарин, ароматизатор... "Ты смотри, 430 килокалорий! - с сожалением охает рядом тучная дама. - Нет, уж лучше йогурт". Впрочем, выбор в данном случае, как говорится, дело вкуса и веса. Оказывается, общественные инспектора тут не первый раз, как-то нагрянули по весне, после проверки пригласили товароведов и продавцов на обучающий семинар. Теперь Закон "О защите прав потребителей" вчерашние слушатели знают наизусть.

В соседнем гастрономе нас явно не ждали. Редкие покупатели уныло разглядывали витрины: сырники рядом с мясными полуфабрикатами, торты и пирожные неизвестного происхождения, оттаявшая свежемороженая рыба явно не первой свежести, фрукты-овощи непонятно какого роду-племени... "Ну какая вам разница, откуда чеснок? - изумлялась администратор. - Чеснок и чеснок!" "Китайский я бы покупать не стала: портится быстро. А вот польский или немецкий - другое дело, хранится замечательно", - терпеливо объясняли свой интерес к происхождению чеснока мои спутницы. Кстати, по Закону "О защите прав потребителей" каждый покупатель имеет полное право знать, где произведен продукт, какова его энергетическая ценность, сколько в нем витаминов и полезных веществ, как его хранить и как правильно приготовить. Обучающие семинары Минское общество потребителей проводит с марта. За это время проинспектировано около 150 минских магазинов, и только пятая часть из них на момент проверки работали в соответствии с законом. Ведь чаще всего как бывает?

Информацию о товаре завод-изготовитель магазину предоставляет, но при расфасовке она теряется: дескать, недосуг на каждом ценнике эпическое произведение сочинять. А иногда нужную информацию "забывает" сообщить магазину предприятие-посредник. В этом случае магазин вправе взыскать с непосредственного поставщика 15 процентов штрафа от суммы поступившего товара. Увы, об этой весьма эффективной, по словам Ольги Ивановой, мере торговые работники зачастую впервые слышат только на семинарах общества потребителей.

...Понаблюдав полминуты за мужчиной, выбиравшим кусочек сыра получше, Любовь Ивановна вдруг потребовала: "Попрошу перевесить весь товар". Продавщица нехотя начала класть на весы желтые треугольнички - и что бы вы думали? - в среднем на 450 рублей обвес на каждом! Срок годности, как выяснилось, для работников магазина - тоже понятие растяжимое. Йогурт с интригующим названием "33 удовольствия" уже два дня, как пора было выбросить, а он - на самом видном месте красуется. Расчет на нашу с вами неискушенность и доверчивость. И ведь что самое интересное: и доверяем, и просроченный йогурт берем, и скисшее молоко, и забродивший кефир. Вызванная из дома по случаю внезапной проверки товаровед в ответ только виновато улыбалась...

Директор магазина, как выяснилось, в этой должности ни много ни мало 8 лет. "Не новичок", - вздохнула Ольга Иванова. У нее у самой 35 лет торгового стажа, потому Ольга Семеновна глубоко убеждена: порядок в магазине зависит от руководителя. Если директор нечист на руку, честно торговать его вряд ли заставишь. Таких увольнять надо. "Остальных, - говорит общественный контролер, - будем учить".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter