Контроль над вооружениями: конец эпохи или окно возможностей?

Мы всегда призывали решать проблемные вопросы за столом переговоров. Всегда соблюдали соглашения и политические договоренности, сдерживающие маховик гонки вооружений, обеспечивающие открытость военной деятельности. Делали все для того, чтобы на евроатлантическом пространстве был эффективный режим контроля над вооружениями. Однако так поступали и поступаем мы, белорусы. Со стороны же соседей, членов НАТО и Евросоюза, — исключительно враждебные шаги.

О крахе нынешней системы региональной безопасности и создании новой, которая будет учитывать объективные интересы всех участников, а не только «привилегированной» группы, о контроле над вооружениями поговорили с начальником Департамента международного военного сотрудничества — помощником министра обороны по вопросам международного военного сотрудничества полковником Валерием Ревенко.
— Можно ли сейчас говорить о развитии системы контроля над вооружениями? Учитывая международные отношения в целом.

— Оно происходит неравномерно и зависит от военно-политической обстановки в мире, в отдельных регионах. Фактором, значительно ускорившим разрушение существующей системы, стали события в Украине после так называемого евромайдана.

Понятно, что негативные тенденции были и раньше. Наступивший после распада биполярной системы международных отношений «золотой век разоружения» оказался весьма непродолжительным. Надеждам на развитие региона ОБСЕ как неделимого общего пространства безопасности не суждено было сбыться.

Изменение баланса сил, военно-политической обстановки в Европе и регулярно возникающие локальные вооруженные конфликты продемонстрировали недостаточную эффективность и предопределили необходимость обновления устаревших положений международных договоров и соглашений в сфере контроля над обычными вооружениями (Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), Договор по открытому небу (ДОН), Венский документ 2011 года о мерах укрепления доверия и безопасности).

Вместе с тем адаптацию этих до­кументов страны НАТО увязали с выполнением Россией так называемых стамбульских обязательств по выводу своих войск с территории Грузии и Молдовы. Односторонний ультимативный подход западных государств, не подразумевавший каких-либо ответных шагов со стороны НАТО, направленных на удовлетворение встречных требований России, и стал причиной стагнации и последующего разрушения режима общеевропейского контроля над вооружениями. Это было хоть и не первое, но впервые явно обозначенное свидетельство недоговороспособности западной коалиции.

Учение войск «Запад-2021».
Фото  БЕЛТА

— Тенденции негативные, однако современная Беларусь на деле доказывает стремление укреплять систему международной и региональной безопасности.

— Белорусское государство еще на этапе своего становления отказалось размещать у себя ядерное оружие, оставшееся в наследство от Советского Союза. И в дальнейшем соблюдало все наложенные ограничения на обладание обычными вооружениями, проводило миролюбивую внешнюю политику и не предъявляло территориальных претензий к соседним государствам.

Такой позиции придерживаемся и сегодня, насколько это возможно и оправданно в новых военно-политических реалиях и на фоне начавшегося, по сути, прямого вооруженного противостояния между коллективным Западом и нашим стратегическим союзником — Российской Федерацией.


— Однако войска блока НАТО все ближе именно к нашим, белорусским границам. Мы одна из ближайших целей?

— Действительно, резко увеличилась интенсивность национальных и многонациональных учений вооруженных сил государств — членов НАТО, в том числе проводимых в непосредственной близости от границы Беларуси. Продолжается рост численности иностранных воинских контингентов в Польше и странах Балтии. Недвусмысленно заявляется о необходимости дальнейшего увеличения военных расходов членов Североатлантического альянса.

На фоне прогрессирующей милитаризации региона было свернуто сотрудничество России и НАТО, которое пусть и формально, но все же являлось фактором сдерживания эскалации в отношениях между двумя мировыми центрами силы.

Обострение отношений России и Запада имеет критическое значение для обеспечения национальной безопасности нашей страны. Парадоксально, но факт: якобы сдерживая Россию, войска альянса максимально концентрируются именно на границе с Беларусью. Уровень доверия в регионе падает с катастрофической скоростью, загнав в тупик и последние попытки реанимировать систему контроля над обычными вооружениями.

Фото  БЕЛТА

— В разрушении системы европейской безопасности свою роль наверняка сыграла и пандемия?

— В 2020 году европейские государства, следуя рекомендациям ОБСЕ, приостановили на своей территории верификационную деятельность в рамках договоров и соглашений по контролю над вооружениями.

Введенные в большинстве стран эпидемиологические ограничения широко использовались и для внесения дополнительных требований к проведению инспекций (заблаговременное уведомление о намерении провести инспекцию, вакцинирование персонала признанными только в ЕС вакцинами, долговременное (до 14 суток) пребывание инспекторов на карантине и т.д.). Казалось, все было сделано для того, чтобы верификационные мероприятия если и проходили, то формально. Вместо того чтобы освободить инспекционные группы (а это от трех до девяти человек) от излишних ограничений и позволить им полноценно работать (как, например, поступила белорусская сторона на учении «Запад-2021») в рамках все еще существующих международных договоренностей и во благо обеспечения мира на евроатлантическом пространстве, было решено сделать жертвой пандемии и контроль над вооружениями.

Республика Беларусь объявила о приостановлении верификационной деятельности едва ли не последней среди участников ОБСЕ. Длительная пауза связана с объективной необходимостью сдерживания роста заболеваемости, а впоследствии — и в сочетании с невозможностью выполнения всех требований, предъявляемых европейскими государствами к иностранным инспекционным группам из-за пандемии.


— Но даже в этот сложный период мы были открыты.

— Да, мы стремились к максимальной прозрачности в военной деятельности и сохранению двусторонних и многосторонних контактов в сфере контроля над вооружениями.

По мере снятия «антиковидных» ограничений большая часть европейских государств все же постепенно вернулась к инспекционным мероприятиям практически в обычном формате. С 20 июня этого года возобновила верификационную деятельность и Республика Беларусь. Сегодня лишь семь из 57 стран ОБСЕ продолжают воздерживаться от практического участия в инспектировании, ссылаясь на COVID-19.
И что мы видим? Отдельные государства используют ситуацию для выведения из-под международного контроля крупных мероприятий оперативной и боевой подготовки, а также для неконтролируемого наращивания группировок войск в непосредственной близости от белорусских границ.
После «мигрантского кризиса» Варшава находила новые предлоги для объяснения необычной концентрации сил и средств на границе с Беларусью. Специальная военная операция в Украине, несомненно, дала повод для ускорения милитаризации и размещения в Польше все новых иностранных воинских контингентов, что вкупе с антибелорусской и антироссийской политикой вызывает глубокую тревогу относительно намерений соседнего государства и его союзников.

— Давайте говорить откровенно: польская территория становится хабом, в который открыто направляют потоки вооружений и военной техники.

— Так и есть. Нет никакой достоверной информации о пункте назначения поставок. Все вооружение направляется в Украину? Или частично в Афганистан, другую горячую точку? Или, возможно, на границу с Беларусью для наращивания ударной группировки?

К сожалению, факт игнорирования польской стороной всех наших усилий по установлению контактов для снятия напряженности удивления уже не вызывает. Польша твердо встала на путь милитаризации, что не предполагает партнерских и тем более добрососедских отношений. Когда мы поднимали этот вопрос, в том числе на форумах ОБСЕ, в ответ звучали лишь стандартные заверения: мол, польская сторона анализирует ситуацию и ищет возможные формы контактов с нашим государством.

И это при том, что Польша остается одной из немногих стран, так и не возобновивших верификационную деятельность, ссылаясь на пандемию. Судя по всему, положительное решение польским руководством по данному вопросу в ближайшей перспективе не будет принято.

24 мая 2022 года. Польские и американские солдаты во время учений Defender Europe 2022.
фото рейтер.

— А Украина? Она разве идет другим путем?

— К сожалению, здесь тоже наблюдается абсолютно неконструктивный подход к двусторонним отношениям. Последние годы наши соседи демонстративно и целенаправленно уклонялись от сотрудничества по военной линии, в том числе в сфере контроля над вооружениями. Кульминацией стало проведение в конце 2021 года специальной операции «Полесье», во время которой была развернута группировка украинских вооруженных сил численностью около 10 тысяч человек с тяжелым вооружением, а также боевые самолеты и вертолеты. Эта операция для белорусской стороны не была прозрачна, а цели ее проведения вызывали вопросы. Они, кстати, так и остались без ответов. Затем (с 5 по 20 февраля 2022‑го) Украина провела крупное межведомственное учение «Метель-2022». Такой подход сохраняет напряженность в двусторонних отношениях. Пренебрежительное отношение нашей южной соседки к безопасности и выстраиванию сотрудничества с Беларусью явилось в том числе одним из факторов резкого обострения военно-политической обстановки в феврале 2022 года.



Февраль. Командно-штабные учения «Метель-2022». Украина.

По пути нарушения обязательств в сфере контроля над вооружениями пошли и некоторые другие государства, которые, казалось бы, всегда ратовали за главенство международного права и необходимость разрешения противоречий за столом переговоров.
Например, Латвия отказала в приеме белорусской группе по оценке в рамках Венского документа. Франция не пригласила белорусских военнослужащих на мероприятие, предусматривающее тем же Венским до­кументом участие представителей всех государств ОБСЕ. Чехия и вовсе уведомила о приостановлении выполнения своих обязательств перед Беларусью в рамках ДОВСЕ, ДОН и Венского документа. То есть не выполняются обязательства, созданные именно для мирного, быстрого и полного разрешения спорных ситуаций и снятия опасений в межгосударственных отношениях.
Можно ли говорить о договороспособности западной стороны и возможности эффективного реформирования системы безопасности, если нарушаются действующие договоры, из которых ни одно государство — член ОБСЕ официально не вышло?
16 ноября 2021 года. Спецоперация «Полесье» у границы с Беларусью. Волынская область.
фото рейтер.

— И что дальше? Доверие к международным игрокам, поступившим абсолютно безответственно, потеряно. Механизмы, которые были в основе обеспечения безопасности и контроля над вооружениями в Европейском регионе, разрушены.

— Эти механизмы придется создавать заново, прежде всего через сложные многосторонние переговоры и, вероятно, кардинальное переосмысление существующих подходов к обеспечению безопасности как региона в целом, так и отдельных государств.

Мы не можем просто смотреть на то, как все рушится. Особенно с учетом геополитического положения Беларуси есть объективная необходимость участия в создании новой архитектуры региональной безопасности. С соблюдением наших национальных интересов и интересов других государств региона.

gladkaya@sb.by

https://t.me/lgbelarussegodnya

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter